Протест прокурора Приморского края от 24.05.2013 N 21-23-2013 "На приказ департамента труда и социального развития Приморского края от 25.04.2013 N 295 "Об утверждении административного регламента департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги "Прием заявлений и организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые"
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 24 мая 2013 г. № 21-23-2013
НА ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОТ 25.04.2013 № 295 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
РЕГЛАМЕНТА ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
"ПРИЕМ ЗАЯВЛЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕННОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ В
СВОБОДНОЕ ОТ УЧЕБЫ ВРЕМЯ, БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, ИСПЫТЫВАЮЩИХ
ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ РАБОТЫ, БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В ВОЗРАСТЕ
ОТ 18 ДО 20 ЛЕТ ИЗ ЧИСЛА ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, ИЩУЩИХ РАБОТУ ВПЕРВЫЕ"
Приказом департамента труда и социального развития Приморского края от 25.04.2013 № 295 утвержден административный регламент департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги "Прием заявлений и организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые" (далее - Регламент).
Указанный Регламент противоречит действующему законодательству, а также содержит коррупциогенный фактор.
В соответствии с пунктами 3.1.1 и 3.2.1 Регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение несовершеннолетнего или безработного гражданина в центр занятости населения лично или в электронной форме.
При этом, в соответствии с п. 2.6.1 Регламента заявление-анкета о предоставлении государственной услуги заполняется заявителем разборчиво от руки, на русском языке и заверяется личной усиленной квалифицированной электронной подписью несовершеннолетнего гражданина или безработного гражданина в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Указанные нормы исключают возможность обращения заявителя почтовой связью, через многофункциональный центр.
Вместе с тем, п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлена возможность получения государственных и муниципальных услуг в любых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В нарушение п. 4 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Регламент не содержит конкретного срока предоставления государственной услуги.
Указание в п. 2.4 Регламента на то, что государственная услуга предоставляется в день обращения, не может являться сроком предоставления услуги.
Кроме того, в соответствии с п. 2.3 Регламента результатом предоставления государственной услуги помимо получения направления для участия во временном трудоустройстве является также оказание заявителю материальной поддержки в период временного трудоустройства или отказ в оказании материальной поддержки.
Согласно п. 3.2.5 Регламента максимально допустимое время осуществления административной процедуры - назначение, расчет, осуществление перечисления материальной поддержки не должно превышать 10 дней с момента представления работодателем табеля учета рабочего времени участников временных работ.
Неопределенность сроков предоставления государственной услуги является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, - широта дискреционных полномочий.
Способом устранения коррупциогенного фактора может являться определение в п. 2.4 Регламента срока предоставления государственной услуги с учетом предусмотренного Регламентом результата государственной услуги - оказание заявителю материальной поддержки в период временного трудоустройства.
В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административный регламент предоставления государственной услуги должен содержать исчерпывающий перечень оснований для отказа в ее предоставлении.
Пунктом 3.2.4 Регламента установлена административная процедура принятия решения об оказании или отказе в оказании материальной поддержки на период временного трудоустройства. Вместе с тем, в нарушение п. 8 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Регламент не содержит оснований для отказа в оказании материальной поддержки на период временного трудоустройства.
В нарушение пп. "в" п. 18, пп. "б" п. 19 Порядка разработки и утверждения Административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 05.10.2011 № 249-па, Регламент не содержит максимального срока (продолжительности) отдельных административных действий, входящих в состав административной процедуры, и периодичности проведения плановых и внеплановых проверок.
Подпункты 3, 4, 6 п. 5.1, пп. 2, 4 п. 5.2, п. 5.3, п. 5.9 Регламента регулируют порядок обжалования решений и действий (бездействия) департамента и центров занятости населения только безработными гражданами, испытывающими трудности в поиске работы. Указанные процедуры в нарушение ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не предусмотрены для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Пунктом 5.3 Регламента в нарушение ч. 2 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не предусмотрена возможность подачи жалобы через официальный сайт органа, предоставляющего государственную услугу, единый портал государственных услуг либо региональный портал государственных услуг, а также не предусмотрена возможность подачи жалобы при личном приеме заявителя (кроме жалоб на решения, принятые директором департамента, заместителем директора департамента и жалоб на решения центров занятости).
Частью 6 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что жалоба рассматривается в течение 15 дней со дня ее регистрации, в указанный срок входит осуществление всех действий по ее удовлетворению.
В нарушение указанной нормы абз. 3 п. 5.8 Регламента предусмотрено, что в случае удовлетворения жалобы департамент принимает меры по устранению нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения об удовлетворении жалобы.
В соответствии со ст. 15.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, представляющие собой совокупность требований, обязательных при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в области содействия занятости населения органами службы занятости.
Во исполнение указанной нормы приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.02.2013 № 58н утвержден федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (далее - Федеральный государственный стандарт).
Таким образом, в силу ст. 15.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" административный регламент должен соответствовать Федеральному государственному стандарту.
Вместе с тем, рассматриваемый регламент противоречит Федеральному государственному стандарту в части определения оснований для начала предоставления государственной услуги (способ подачи заявления, требования к электронной подписи); требований к помещениям, в которых предоставляется услуга (в части доступности помещений для инвалидов); результата предоставления государственной услуги, состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, порядка осуществления текущего контроля, а также контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения.
Таким образом, приказ департамента труда и социального развития Приморского края от 25.04.2013 № 295 "Об утверждении административного регламента департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги "Прием заявлений и организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые" подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
прошу:
1. Привести Приказ департамента труда и социального развития Приморского края от 25.04.2013 № 295 "Об утверждении административного регламента департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги "Прием заявлений и организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые" в соответствие с требованиями действующего законодательства либо отменить.
2. Устранить коррупциогенный фактор, указав в Регламенте конкретный срок предоставления государственной услуги.
3. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
4. О времени и месте рассмотрения протеста уведомить прокуратуру Приморского края для участия.
5. О результатах рассмотрения протеста прошу сообщить в прокуратуру края в письменной форме.
Заместитель прокурора края,
старший советник юстиции
В.И.БОГОМОЛОВ
------------------------------------------------------------------
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 24 мая 2013 г. № 21-23-2013
НА ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОТ 25.04.2013 № 295 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
РЕГЛАМЕНТА ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
"ПРИЕМ ЗАЯВЛЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕННОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ В
СВОБОДНОЕ ОТ УЧЕБЫ ВРЕМЯ, БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, ИСПЫТЫВАЮЩИХ
ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ РАБОТЫ, БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В ВОЗРАСТЕ
ОТ 18 ДО 20 ЛЕТ ИЗ ЧИСЛА ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, ИЩУЩИХ РАБОТУ ВПЕРВЫЕ"
Приказом департамента труда и социального развития Приморского края от 25.04.2013 № 295 утвержден административный регламент департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги "Прием заявлений и организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые" (далее - Регламент).
Указанный Регламент противоречит действующему законодательству, а также содержит коррупциогенный фактор.
В соответствии с пунктами 3.1.1 и 3.2.1 Регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение несовершеннолетнего или безработного гражданина в центр занятости населения лично или в электронной форме.
При этом, в соответствии с п. 2.6.1 Регламента заявление-анкета о предоставлении государственной услуги заполняется заявителем разборчиво от руки, на русском языке и заверяется личной усиленной квалифицированной электронной подписью несовершеннолетнего гражданина или безработного гражданина в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Указанные нормы исключают возможность обращения заявителя почтовой связью, через многофункциональный центр.
Вместе с тем, п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлена возможность получения государственных и муниципальных услуг в любых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В нарушение п. 4 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Регламент не содержит конкретного срока предоставления государственной услуги.
Указание в п. 2.4 Регламента на то, что государственная услуга предоставляется в день обращения, не может являться сроком предоставления услуги.
Кроме того, в соответствии с п. 2.3 Регламента результатом предоставления государственной услуги помимо получения направления для участия во временном трудоустройстве является также оказание заявителю материальной поддержки в период временного трудоустройства или отказ в оказании материальной поддержки.
Согласно п. 3.2.5 Регламента максимально допустимое время осуществления административной процедуры - назначение, расчет, осуществление перечисления материальной поддержки не должно превышать 10 дней с момента представления работодателем табеля учета рабочего времени участников временных работ.
Неопределенность сроков предоставления государственной услуги является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, - широта дискреционных полномочий.
Способом устранения коррупциогенного фактора может являться определение в п. 2.4 Регламента срока предоставления государственной услуги с учетом предусмотренного Регламентом результата государственной услуги - оказание заявителю материальной поддержки в период временного трудоустройства.
В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административный регламент предоставления государственной услуги должен содержать исчерпывающий перечень оснований для отказа в ее предоставлении.
Пунктом 3.2.4 Регламента установлена административная процедура принятия решения об оказании или отказе в оказании материальной поддержки на период временного трудоустройства. Вместе с тем, в нарушение п. 8 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Регламент не содержит оснований для отказа в оказании материальной поддержки на период временного трудоустройства.
В нарушение пп. "в" п. 18, пп. "б" п. 19 Порядка разработки и утверждения Административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 05.10.2011 № 249-па, Регламент не содержит максимального срока (продолжительности) отдельных административных действий, входящих в состав административной процедуры, и периодичности проведения плановых и внеплановых проверок.
Подпункты 3, 4, 6 п. 5.1, пп. 2, 4 п. 5.2, п. 5.3, п. 5.9 Регламента регулируют порядок обжалования решений и действий (бездействия) департамента и центров занятости населения только безработными гражданами, испытывающими трудности в поиске работы. Указанные процедуры в нарушение ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не предусмотрены для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Пунктом 5.3 Регламента в нарушение ч. 2 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не предусмотрена возможность подачи жалобы через официальный сайт органа, предоставляющего государственную услугу, единый портал государственных услуг либо региональный портал государственных услуг, а также не предусмотрена возможность подачи жалобы при личном приеме заявителя (кроме жалоб на решения, принятые директором департамента, заместителем директора департамента и жалоб на решения центров занятости).
Частью 6 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что жалоба рассматривается в течение 15 дней со дня ее регистрации, в указанный срок входит осуществление всех действий по ее удовлетворению.
В нарушение указанной нормы абз. 3 п. 5.8 Регламента предусмотрено, что в случае удовлетворения жалобы департамент принимает меры по устранению нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения об удовлетворении жалобы.
В соответствии со ст. 15.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, представляющие собой совокупность требований, обязательных при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в области содействия занятости населения органами службы занятости.
Во исполнение указанной нормы приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.02.2013 № 58н утвержден федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (далее - Федеральный государственный стандарт).
Таким образом, в силу ст. 15.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" административный регламент должен соответствовать Федеральному государственному стандарту.
Вместе с тем, рассматриваемый регламент противоречит Федеральному государственному стандарту в части определения оснований для начала предоставления государственной услуги (способ подачи заявления, требования к электронной подписи); требований к помещениям, в которых предоставляется услуга (в части доступности помещений для инвалидов); результата предоставления государственной услуги, состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, порядка осуществления текущего контроля, а также контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения.
Таким образом, приказ департамента труда и социального развития Приморского края от 25.04.2013 № 295 "Об утверждении административного регламента департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги "Прием заявлений и организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые" подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
прошу:
1. Привести Приказ департамента труда и социального развития Приморского края от 25.04.2013 № 295 "Об утверждении административного регламента департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги "Прием заявлений и организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые" в соответствие с требованиями действующего законодательства либо отменить.
2. Устранить коррупциогенный фактор, указав в Регламенте конкретный срок предоставления государственной услуги.
3. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
4. О времени и месте рассмотрения протеста уведомить прокуратуру Приморского края для участия.
5. О результатах рассмотрения протеста прошу сообщить в прокуратуру края в письменной форме.
Заместитель прокурора края,
старший советник юстиции
В.И.БОГОМОЛОВ
------------------------------------------------------------------