Протест прокурора Приморского края от 27.05.2013 N 21-23-2013 "На постановление Администрации Приморского края от 25.04.2013 N 157-па "Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых они являются"
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 27 мая 2013 г. № 21-23-2013
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПРИМОРСКОГО
КРАЯ ОТ 25.04.2013 № 157-ПА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
В РАНЕЕ ЗАНИМАЕМЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, НАНИМАТЕЛЯМИ ИЛИ
ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ НАНИМАТЕЛЯ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО
НАЙМА ЛИБО СОБСТВЕННИКАМИ КОТОРЫХ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ"
Постановлением Администрации Приморского края от 25.04.2013 № 157-па утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - Порядок).
Указанный Порядок противоречит действующему законодательству, а также содержит коррупциогенный фактор.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, по собственной инициативе.
Согласно п. 15 ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" заявитель предоставляет самостоятельно в орган, оказывающий государственную услугу, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, если права на них не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4.9 Порядка заявитель для установления факта невозможности проживания в жилом помещении обязан предоставить в территориальный отдел опеки и попечительства по соответствующему муниципальному образованию Приморского края копию правоустанавливающего документа на жилое помещение.
Подпунктом "в" п. 4.10 Регламента установлено, что заявитель для установления факта невозможности проживания в жилом помещении предоставляет в территориальный отдел опеки и попечительства но соответствующему муниципальному образованию Приморского края заключение межведомственной комиссии о признании в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", жилого помещения непригодным для постоянного проживания - в случае, если жилое помещение непригодно для постоянного проживания или не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, такое заключение выдается в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального жилищного фонда. Решения о признании частных жилых помещений непригодными для проживания могут приниматься и органами местного самоуправления.
Таким образом, в случае отказа органа местного самоуправления обследовать жилое помещение частного жилищного фонда в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, собственники или члены семьи собственника такого жилого помещения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не смогут реализовать право на обеспечение жилым помещением.
Вместе с тем, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Приморского края от 12.02.2013 № 168-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" устанавливает, что совместное проживание признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности на жилое помещение.
Отсутствие в п. 3 Порядка конкретного документа, который должен предоставить собственник жилого помещения или член семьи собственника жилого помещения в подтверждение невозможности проживания в жилом помещении в связи с его непригодностью, является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, - широта дискреционных полномочий.
Пунктами 10 и 11 Порядка предусмотрено, что территориальный отдел опеки и попечительства по соответствующему муниципальному образованию Приморского края по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов в течение 20 дней принимает решение об установлении факта или об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении.
При этом уведомление заявителю о принятом решении направляется в течение семи рабочих дней со дня принятия решения.
С учетом выходных и праздничных дней общий срок рассмотрения заявления гражданина об установлении факта невозможности проживания в нарушение ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" может превышать 30 дней.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Привести постановление Администрации Приморского края от 25.04.2013 № 157-па "Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых они являются" в соответствие с требованиями действующего законодательства,
2. Устранить коррупциогенный фактор, указав в Порядке документ, который прилагает собственник или член семьи собственника в подтверждение непригодности для постоянного проживания или несоответствия установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации жилого помещения частного жилищного фонда.
3. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
4. О времени и месте рассмотрения протеста уведомить прокуратуру Приморского края для участия.
5. О результатах рассмотрения протеста прошу сообщить в прокуратуру края в письменной форме.
Прокурор края,
государственный советник
юстиции 3 класса
С.А.БЕССЧАСНЫЙ
------------------------------------------------------------------
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 27 мая 2013 г. № 21-23-2013
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПРИМОРСКОГО
КРАЯ ОТ 25.04.2013 № 157-ПА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
В РАНЕЕ ЗАНИМАЕМЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, НАНИМАТЕЛЯМИ ИЛИ
ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ НАНИМАТЕЛЯ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО
НАЙМА ЛИБО СОБСТВЕННИКАМИ КОТОРЫХ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ"
Постановлением Администрации Приморского края от 25.04.2013 № 157-па утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - Порядок).
Указанный Порядок противоречит действующему законодательству, а также содержит коррупциогенный фактор.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, по собственной инициативе.
Согласно п. 15 ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" заявитель предоставляет самостоятельно в орган, оказывающий государственную услугу, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, если права на них не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4.9 Порядка заявитель для установления факта невозможности проживания в жилом помещении обязан предоставить в территориальный отдел опеки и попечительства по соответствующему муниципальному образованию Приморского края копию правоустанавливающего документа на жилое помещение.
Подпунктом "в" п. 4.10 Регламента установлено, что заявитель для установления факта невозможности проживания в жилом помещении предоставляет в территориальный отдел опеки и попечительства но соответствующему муниципальному образованию Приморского края заключение межведомственной комиссии о признании в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", жилого помещения непригодным для постоянного проживания - в случае, если жилое помещение непригодно для постоянного проживания или не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, такое заключение выдается в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального жилищного фонда. Решения о признании частных жилых помещений непригодными для проживания могут приниматься и органами местного самоуправления.
Таким образом, в случае отказа органа местного самоуправления обследовать жилое помещение частного жилищного фонда в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, собственники или члены семьи собственника такого жилого помещения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не смогут реализовать право на обеспечение жилым помещением.
Вместе с тем, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Приморского края от 12.02.2013 № 168-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" устанавливает, что совместное проживание признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности на жилое помещение.
Отсутствие в п. 3 Порядка конкретного документа, который должен предоставить собственник жилого помещения или член семьи собственника жилого помещения в подтверждение невозможности проживания в жилом помещении в связи с его непригодностью, является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, - широта дискреционных полномочий.
Пунктами 10 и 11 Порядка предусмотрено, что территориальный отдел опеки и попечительства по соответствующему муниципальному образованию Приморского края по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов в течение 20 дней принимает решение об установлении факта или об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении.
При этом уведомление заявителю о принятом решении направляется в течение семи рабочих дней со дня принятия решения.
С учетом выходных и праздничных дней общий срок рассмотрения заявления гражданина об установлении факта невозможности проживания в нарушение ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" может превышать 30 дней.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Привести постановление Администрации Приморского края от 25.04.2013 № 157-па "Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых они являются" в соответствие с требованиями действующего законодательства,
2. Устранить коррупциогенный фактор, указав в Порядке документ, который прилагает собственник или член семьи собственника в подтверждение непригодности для постоянного проживания или несоответствия установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации жилого помещения частного жилищного фонда.
3. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
4. О времени и месте рассмотрения протеста уведомить прокуратуру Приморского края для участия.
5. О результатах рассмотрения протеста прошу сообщить в прокуратуру края в письменной форме.
Прокурор края,
государственный советник
юстиции 3 класса
С.А.БЕССЧАСНЫЙ
------------------------------------------------------------------