Решение Приморского УФАС России от 02.07.2013 N 24/07-2013 <О признании ненадлежащей наружной рекламы медицинских услуг в связи с отсутствием в ней предупреждения о возможных противопоказаниях и необходимости консультирования со специалистом>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. № 24/07-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е., заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Макарова Ю.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 27 июня 2013 года дело № 24/07-2013, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), выразившегося в распространении наружной рекламы в городе Владивостоке на фасаде здания по адресу: <...>, с признаками нарушения рекламного законодательства,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержится признаки нарушения законодательства о рекламе - НУЗ ОАО "Р", Г.Е.А., действующего по доверенности № 68 от 19.04.2013,
установила:
Специалистами отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Приморского УФАС России в ходе проведенного мониторинга наружной рекламы в городе Владивостоке установлено, что на фасаде здания по адресу: <...>, размещена (двумя конструкциями) наружная реклама НУЗ ОАО "Р" (далее также - Больница) следующего содержания:
- 1-я конструкция "НУЗ ОАО "Р". Высокое качество медицинских услуг. Новые технологии. Доступность. Сервис, www.zdclinic.ru";
- 2-я конструкция "Новейшие технологии в диагностике и лечении. Хирургия. Урология. Гинекология. Кардиология. Терапия. Неврология. Онкология. Эндоскопия. Косметический шов. Современное лечение геморроя, ожирения. Все виды малоинвазивных операций (без разрезов). Все виды мед. комиссий. Телефоны для справок: <...> - приемное отделение стационара, <...> - приемная главного врача, <...> - заместитель гл. врача по мед. части, <...> - регистратура поликлиники, <...> - хирургическое отделение, <...> - ЦНТХ".
Вышеуказанные конструкции рассматриваются Приморским УФАС России как одна полноценная рекламная информация, поскольку обе части неразрывно связаны смысловой нагрузкой: 1-я конструкция содержит наименование лица, оказывающего медицинские услуги, и адрес его сайта, 2-я конструкция расшифровывает перечень оказываемых услуг и содержит телефоны Больницы.
Данная реклама содержит признаки нарушения рекламного законодательства, поскольку является рекламой медицинских услуг, в которой отсутствуют необходимые пометки, установленные частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе", специальные требования, установленные статьей 24 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламы медицинских услуг, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого законом установлены специальные требования и ограничения.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее, чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее, чем пять секунд и должно быть отведено не менее, чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее, чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель, в рассматриваемом случае "НУЗ ОАО "Р".
На основании вышеизложенного Приморским УФАС России в отношении "НУЗ ОАО "Р" по признакам нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" было возбуждено дело № 24/07-2013 и определением о возбуждении дела от 05.06.2013 (исх. № 3815/07) назначено к рассмотрению на 27.06.2013.
26.06.2013 "НУЗ ОАО "Р" были представлены документы, затребованные определением о возбуждении настоящего дела.
Из представленного письменного объяснения по факту распространения спорной рекламы следует, что факт распространения рекламы без соответствующего предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости проконсультироваться со специалистами установленной частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", "НУЗ ОАО "Р" не признает.
На рассмотрении дела представитель НУЗ ОАО "Р" Г.Е.А., заявила, что указанная конструкция является вывеской, а не средством наружной рекламы, и размещенная на конструкциях информация рекламой не является, поскольку направлена на информирование потребителей и содержит сведения о наименовании и виде деятельности Больницы.
С данным обстоятельством Комиссия не согласна по следующим основаниям.
В статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 Закона); под объектом рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 Закона); под товаром - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 Закона).
Таким образом, названной нормой права установлены специальные требования к трем объектам рекламирования - лекарственным средствам, медицинским услугам (включая методы лечения) и медицинской технике.
В соответствии с Письмом ФАС от 16.03.2006 № АК/3512 "О разграничении рекламы и иной информации" с ссылкой на пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом "О защите прав потребителей".
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона "О защите прав потребителей" определено, что в вывеске помимо наименования организации и адреса, должна присутствовать еще информация о режиме работы.
В информации НУЗ ОАО "Р" такие сведения отсутствуют.
Более того, указание на вывеске организации телефона, адреса в сети Интернет не является обязательным в силу действующего законодательства о защите прав потребителей или необходимым для идентификации потребителем места нахождения организации, в связи с чем, такие сведения носят рекламный характер.
Кроме того, в информации Больницы помимо сведений о наименовании и видах деятельности указано следующее: "Высокое качество медицинских услуг. Новые технологии. Доступность. Сервис. Новейшие технологии в диагностике и лечении."
Указанная информация никак не связана с указанием наименования организации или видов осуществляемой ею деятельности, а направлена исключительно на привлечение внимания к объекту рекламирования (Больнице и оказываемым ею услугам), формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Следовательно, информация, распространенная "НУЗ ОАО "Р", является рекламой.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что на фасаде здания по адресу: г. Владивосток, <...> расположена не вывеска, а именно реклама НУЗ ОАО "Р", и на нее распространяются требования Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе". При этом НУЗ ОАО "Р" по смыслу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является субъектом, в интересах которого непосредственно распространялась указанная реклама.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования являлись медицинские услуги "... лечение геморроя, ожирения...малоинвазивные операции..." и т.д.
Вместе с тем, рекламировалась такая услуга как диагностика.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" установлено, что требования пунктов 2 - 5 части 1 указанной статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4); под медицинским вмешательством - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5); под лечением - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8).
Согласно отраслевым стандартам "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Минздрава России от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н.
Перечень медицинских услуг разделен на два класса: "А" и "В", построенные по иерархическому принципу.
Класс "В" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК-002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.06.1993 № 163:
Код КЧ Наименование услуги
080000 5 МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ, САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
081000 8 МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ
081100 1 Услуги стационарных лечебных учреждений
081101 7 Постановка диагноза
081102 2 Проведение диагностических процедур
081103 8 Консультации и лечение врачами-специалистами и
хирургами-специалистами
081104 3 Процедуры, выполняемые врачами
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 № 291 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности" определяется порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, в связи с вышеизложенным при осуществлении медицинской деятельности она подлежит лицензированию.
Таким образом, при рекламировании медицинских услуг (включая методы лечения), а также медицинских учреждений, осуществляющих медицинские услуги, требуется соблюдать нормы статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Как отмечалось выше, в спорной рекламе содержится информация о НУЗ ОАО "Р", в том числе перечисляются оказываемые ею медицинские услуги в различных областях медицинской деятельности и применяемые методы лечения "...малоинвазивные операции...".
Следовательно, к данной рекламе, по общему правилу, применяются требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе, которые в рассматриваемом случае рекламораспространителем соблюдены не были.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, Комиссия приходит к заключению о том, что нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" при распространении наружной рекламы Больницей нашло свое подтверждение.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей наружную рекламу, распространявшуюся на фасаде здания по адресу: <...>, размещенную (двумя конструкциями) НУЗ ОАО "Р" следующего содержания:
- 1-я конструкция "НУЗ ЗАО "Р". Высокое качество медицинских услуг. Новые технологии. Доступность. Сервис, www.zdclinic.ru";
- 2-я конструкция "Новейшие технологии в диагностике и лечении. Хирургия, Урология. Гинекология. Кардиология. Терапия. Неврология. Онкология. Эндоскопия. Косметический шов. Современное лечение геморроя, ожирения. Все виды малоинвазивных операций (без разрезов). Все виды мед. комиссий. Телефоны для справок: <...> - приемное отделение стационара, <...> - приемная главного врача, <...> - заместитель гл. врача по мед. части, <...> - регистратура поликлиники, <...> - хирургическое отделение, <...> - ЦНТХ", поскольку она распространялась с нарушениям требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать НУЗ ОАО "Р" предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в сфере рекламного законодательства, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 2 июля 2013 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ
Члены Комиссии
Ю.А.МАКАРОВА
А.А.РЯЗАНОВА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
от 2 июля 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Абросимов Д.Е. - заместитель руководитель Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Макарова Ю.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании своего решения от 27.06.2013 по делу № 24/07-2013 о признании ненадлежащей наружной рекламы НУЗ ОАО "Р", распространяемой в городе Владивостоке на фасаде здания по адресу <...> с нарушением требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. НУЗ ОАО "Р" (<...>, г. Владивосток, 690003) незамедлительно после получения настоящего предписания прекратить нарушение требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", а именно прекратить распространение наружной рекламы, размещенной (двумя конструкциями) НУЗ ОАО "Р", следующего содержания:
- 1-я конструкция "НУЗ ОАО "Р". Высокое качество медицинских услуг. Новые технологии. Доступность. Сервис, www.zdclinic.ru";
- 2-я конструкция "Новейшие технологии в диагностике и лечении. Хирургия. Урология. Гинекология. Кардиология. Терапия. Неврология. Онкология. Эндоскопия. Косметический шов. Современное лечение геморроя, ожирения. Все виды малоинвазивных операций (без разрезов). Все виды мед. комиссий. Телефоны для справок: <...> - приемное отделение стационара, <...> - приемная главного врача, <...> - заместитель гл. врача по мед. части, <...> - регистратура поликлиники, <...> - хирургическое отделение, <...> - ЦНТХ", без предупреждения о наличии противопоказаний к применению рекламируемых медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов, которому в каждом случае должно быть отведено не менее 5% рекламной площади (рекламного пространства).
2. НУЗ ОАО "Р" представить в Приморское УФАС России доказательства (фотоотчет) исполнения пункта 1 настоящего предписания до 19 июля 2013 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Приморское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ
Члены Комиссии
Ю.А.МАКАРОВА
А.А.РЯЗАНОВА
------------------------------------------------------------------
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. № 24/07-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е., заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Макарова Ю.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 27 июня 2013 года дело № 24/07-2013, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), выразившегося в распространении наружной рекламы в городе Владивостоке на фасаде здания по адресу: <...>, с признаками нарушения рекламного законодательства,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержится признаки нарушения законодательства о рекламе - НУЗ ОАО "Р", Г.Е.А., действующего по доверенности № 68 от 19.04.2013,
установила:
Специалистами отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Приморского УФАС России в ходе проведенного мониторинга наружной рекламы в городе Владивостоке установлено, что на фасаде здания по адресу: <...>, размещена (двумя конструкциями) наружная реклама НУЗ ОАО "Р" (далее также - Больница) следующего содержания:
- 1-я конструкция "НУЗ ОАО "Р". Высокое качество медицинских услуг. Новые технологии. Доступность. Сервис, www.zdclinic.ru";
- 2-я конструкция "Новейшие технологии в диагностике и лечении. Хирургия. Урология. Гинекология. Кардиология. Терапия. Неврология. Онкология. Эндоскопия. Косметический шов. Современное лечение геморроя, ожирения. Все виды малоинвазивных операций (без разрезов). Все виды мед. комиссий. Телефоны для справок: <...> - приемное отделение стационара, <...> - приемная главного врача, <...> - заместитель гл. врача по мед. части, <...> - регистратура поликлиники, <...> - хирургическое отделение, <...> - ЦНТХ".
Вышеуказанные конструкции рассматриваются Приморским УФАС России как одна полноценная рекламная информация, поскольку обе части неразрывно связаны смысловой нагрузкой: 1-я конструкция содержит наименование лица, оказывающего медицинские услуги, и адрес его сайта, 2-я конструкция расшифровывает перечень оказываемых услуг и содержит телефоны Больницы.
Данная реклама содержит признаки нарушения рекламного законодательства, поскольку является рекламой медицинских услуг, в которой отсутствуют необходимые пометки, установленные частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе", специальные требования, установленные статьей 24 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламы медицинских услуг, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого законом установлены специальные требования и ограничения.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее, чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее, чем пять секунд и должно быть отведено не менее, чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее, чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель, в рассматриваемом случае "НУЗ ОАО "Р".
На основании вышеизложенного Приморским УФАС России в отношении "НУЗ ОАО "Р" по признакам нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" было возбуждено дело № 24/07-2013 и определением о возбуждении дела от 05.06.2013 (исх. № 3815/07) назначено к рассмотрению на 27.06.2013.
26.06.2013 "НУЗ ОАО "Р" были представлены документы, затребованные определением о возбуждении настоящего дела.
Из представленного письменного объяснения по факту распространения спорной рекламы следует, что факт распространения рекламы без соответствующего предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости проконсультироваться со специалистами установленной частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", "НУЗ ОАО "Р" не признает.
На рассмотрении дела представитель НУЗ ОАО "Р" Г.Е.А., заявила, что указанная конструкция является вывеской, а не средством наружной рекламы, и размещенная на конструкциях информация рекламой не является, поскольку направлена на информирование потребителей и содержит сведения о наименовании и виде деятельности Больницы.
С данным обстоятельством Комиссия не согласна по следующим основаниям.
В статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 Закона); под объектом рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 Закона); под товаром - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 Закона).
Таким образом, названной нормой права установлены специальные требования к трем объектам рекламирования - лекарственным средствам, медицинским услугам (включая методы лечения) и медицинской технике.
В соответствии с Письмом ФАС от 16.03.2006 № АК/3512 "О разграничении рекламы и иной информации" с ссылкой на пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом "О защите прав потребителей".
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона "О защите прав потребителей" определено, что в вывеске помимо наименования организации и адреса, должна присутствовать еще информация о режиме работы.
В информации НУЗ ОАО "Р" такие сведения отсутствуют.
Более того, указание на вывеске организации телефона, адреса в сети Интернет не является обязательным в силу действующего законодательства о защите прав потребителей или необходимым для идентификации потребителем места нахождения организации, в связи с чем, такие сведения носят рекламный характер.
Кроме того, в информации Больницы помимо сведений о наименовании и видах деятельности указано следующее: "Высокое качество медицинских услуг. Новые технологии. Доступность. Сервис. Новейшие технологии в диагностике и лечении."
Указанная информация никак не связана с указанием наименования организации или видов осуществляемой ею деятельности, а направлена исключительно на привлечение внимания к объекту рекламирования (Больнице и оказываемым ею услугам), формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Следовательно, информация, распространенная "НУЗ ОАО "Р", является рекламой.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что на фасаде здания по адресу: г. Владивосток, <...> расположена не вывеска, а именно реклама НУЗ ОАО "Р", и на нее распространяются требования Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе". При этом НУЗ ОАО "Р" по смыслу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является субъектом, в интересах которого непосредственно распространялась указанная реклама.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования являлись медицинские услуги "... лечение геморроя, ожирения...малоинвазивные операции..." и т.д.
Вместе с тем, рекламировалась такая услуга как диагностика.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" установлено, что требования пунктов 2 - 5 части 1 указанной статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4); под медицинским вмешательством - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5); под лечением - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8).
Согласно отраслевым стандартам "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Минздрава России от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н.
Перечень медицинских услуг разделен на два класса: "А" и "В", построенные по иерархическому принципу.
Класс "В" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК-002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.06.1993 № 163:
Код КЧ Наименование услуги
080000 5 МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ, САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
081000 8 МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ
081100 1 Услуги стационарных лечебных учреждений
081101 7 Постановка диагноза
081102 2 Проведение диагностических процедур
081103 8 Консультации и лечение врачами-специалистами и
хирургами-специалистами
081104 3 Процедуры, выполняемые врачами
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 № 291 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности" определяется порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, в связи с вышеизложенным при осуществлении медицинской деятельности она подлежит лицензированию.
Таким образом, при рекламировании медицинских услуг (включая методы лечения), а также медицинских учреждений, осуществляющих медицинские услуги, требуется соблюдать нормы статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Как отмечалось выше, в спорной рекламе содержится информация о НУЗ ОАО "Р", в том числе перечисляются оказываемые ею медицинские услуги в различных областях медицинской деятельности и применяемые методы лечения "...малоинвазивные операции...".
Следовательно, к данной рекламе, по общему правилу, применяются требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе, которые в рассматриваемом случае рекламораспространителем соблюдены не были.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, Комиссия приходит к заключению о том, что нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" при распространении наружной рекламы Больницей нашло свое подтверждение.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей наружную рекламу, распространявшуюся на фасаде здания по адресу: <...>, размещенную (двумя конструкциями) НУЗ ОАО "Р" следующего содержания:
- 1-я конструкция "НУЗ ЗАО "Р". Высокое качество медицинских услуг. Новые технологии. Доступность. Сервис, www.zdclinic.ru";
- 2-я конструкция "Новейшие технологии в диагностике и лечении. Хирургия, Урология. Гинекология. Кардиология. Терапия. Неврология. Онкология. Эндоскопия. Косметический шов. Современное лечение геморроя, ожирения. Все виды малоинвазивных операций (без разрезов). Все виды мед. комиссий. Телефоны для справок: <...> - приемное отделение стационара, <...> - приемная главного врача, <...> - заместитель гл. врача по мед. части, <...> - регистратура поликлиники, <...> - хирургическое отделение, <...> - ЦНТХ", поскольку она распространялась с нарушениям требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать НУЗ ОАО "Р" предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в сфере рекламного законодательства, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 2 июля 2013 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ
Члены Комиссии
Ю.А.МАКАРОВА
А.А.РЯЗАНОВА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
от 2 июля 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Абросимов Д.Е. - заместитель руководитель Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Макарова Ю.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании своего решения от 27.06.2013 по делу № 24/07-2013 о признании ненадлежащей наружной рекламы НУЗ ОАО "Р", распространяемой в городе Владивостоке на фасаде здания по адресу <...> с нарушением требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. НУЗ ОАО "Р" (<...>, г. Владивосток, 690003) незамедлительно после получения настоящего предписания прекратить нарушение требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", а именно прекратить распространение наружной рекламы, размещенной (двумя конструкциями) НУЗ ОАО "Р", следующего содержания:
- 1-я конструкция "НУЗ ОАО "Р". Высокое качество медицинских услуг. Новые технологии. Доступность. Сервис, www.zdclinic.ru";
- 2-я конструкция "Новейшие технологии в диагностике и лечении. Хирургия. Урология. Гинекология. Кардиология. Терапия. Неврология. Онкология. Эндоскопия. Косметический шов. Современное лечение геморроя, ожирения. Все виды малоинвазивных операций (без разрезов). Все виды мед. комиссий. Телефоны для справок: <...> - приемное отделение стационара, <...> - приемная главного врача, <...> - заместитель гл. врача по мед. части, <...> - регистратура поликлиники, <...> - хирургическое отделение, <...> - ЦНТХ", без предупреждения о наличии противопоказаний к применению рекламируемых медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов, которому в каждом случае должно быть отведено не менее 5% рекламной площади (рекламного пространства).
2. НУЗ ОАО "Р" представить в Приморское УФАС России доказательства (фотоотчет) исполнения пункта 1 настоящего предписания до 19 июля 2013 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Приморское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ
Члены Комиссии
Ю.А.МАКАРОВА
А.А.РЯЗАНОВА
------------------------------------------------------------------