Постановление администрации Надеждинского муниципального района от 06.08.2013 N 1098 "Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования Надеждинского муниципального района"



АДМИНИСТРАЦИЯ НАДЕЖДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2013 г. № 1098

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НАДЕЖДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В связи с вступлением в силу с 01.09.2013 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на основании приказов департамента образования и науки Приморского края от 27.11.2009 № 1416-а "Об утверждении Концепции формирования и развития Региональной системы оценки качества образования Приморского края (РСОКО ПК)", от 11.12.1009 № 1472-а "Об утверждении Регламента функционирования региональной системы оценки качества образования в Приморском крае", от 22.01.2010 № 33-а "Об утверждении Регламента проведения общественной экспертизы качества образования в Приморском крае", в целях реализации муниципальной системы оценки качества образования, а также методического и организационного единства в работе всех типов и видов муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Надеждинского муниципального района, администрация Надеждинского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Положение о муниципальной системе оценки качества образования Надеждинского муниципального района (прилагается).
2. Общему отделу администрации Надеждинского муниципального района (Бирюкова) опубликовать настоящее постановление в районной газете "Трудовая слава".
3. Отделу по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, информационным технологиям, пожарной и информационной безопасности администрации Надеждинского муниципального района (Козин) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Надеждинского муниципального района в сети Интернет.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, но не ранее 01.09.2013.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления образования администрации Надеждинского муниципального района.

И.о. главы администрации Надеждинского
муниципального района
А.Н.ГУБАРЕВ





Утверждено
постановлением
администрации
Надеждинского
муниципального района
от 06.08.2013 № 1098

ПОЛОЖЕНИЕ
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
НАДЕЖДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о муниципальной системе оценки качества образования Надеждинского муниципального района (далее - Положение) определяет цели, задачи, основные принципы и единые требования при реализации муниципальной системы оценки качества образования, а также методическое и организационное единство в работе всех типов и видов муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Надеждинского муниципального района.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказами департамента образования и науки Приморского края от 27.11.2009 № 1416-а "Об утверждении Концепции формирования и развития Региональной системы оценки качества образования Приморского края (РСОКО ПК)", от 11.12.1009 № 1472-а "Об утверждении Регламента функционирования региональной системы оценки качества образования в Приморском крае", от 22.01.2010 № 33-а "Об утверждении Регламента проведения общественной экспертизы качества образования в Приморском крае" и иным федеральным и краевым законодательством, Уставом Надеждинского муниципального района, муниципальными правовыми актами Надеждинского муниципального района другими, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении.
Муниципальная система оценки качества образования Надеждинского муниципального района (далее - МСОКО) - совокупность способов, средств и организационных структур, субъектов и объектов контроля, процедур, критериев и показателей для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства.
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, состояния здоровья детей, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным запросам и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.
Региональная система оценки качества образования (РСОКО) - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства.
Муниципальная система оценки качества образования (МСОКО) - совокупность способов, средств и организационных структур, субъектов и объектов контроля, процедур, критериев и показателей для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства.
Критерии - признаки, на основании которых производится оценка (доступность, качество, эффективность).
Показатели - количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса.
Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму, содержание которых соответствует действующим требованиям содержания образования.
Мониторинг качества образования - механизм контроля и слежения за качеством образования в целях выявления тенденций в развитии системы образования, соотнесенных во времени, и своевременного принятия управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий.
Аудит (проверка) образовательной системы (общественная экспертиза) - система внешней оценки качества образования. Результаты аудиторских проверок используются для оценки эффективности системы и определения возможностей ее улучшения.
1.4. Основными пользователями МСОКО являются:
- муниципальные образовательные учреждения Надеждинского муниципального района (далее - МОУ НМР);
- органы управления МОУ НМР (совет учреждения, педагогический совет и т.п.);
- педагогические коллективы МОУ НМР;
- обучающиеся МОУ НМР и их родители (законные представители);
- органы местного самоуправления Надеждинского муниципального района;
- Управление образования администрации Надеждинского муниципального района (далее - Управление образования);
- общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.5. Оценка качества образования нацелена на фиксацию состояния муниципальной системы образования Надеждинского муниципального района и динамику ее развития.

2. Основные цели, задачи и принципы построения
муниципальной системы оценки качества образования

2.1. Целью МСОКО является выстраивание механизма получения, обработки, хранения, предоставления и использования в управленческой практике информации как условия и базы для реализации процедур управления качеством образования на институциональном и муниципальном уровнях и с привлечением общественности.
2.2. Основными задачами МСОКО являются:
2.2.1. Формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению.
2.2.2. Обеспечение вертикали в оценке качества образования за счет интеграции МСОКО с РСОКО и ОСОКО.
2.2.3. Обеспечение единого образовательного пространства и решения проблемы улучшения качества образования в МОУ НМР.
2.2.4. Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга муниципальной системы образования.
2.2.5. Продолжение разработки организационно-методического обеспечения мониторинга и образовательной статистики муниципальной системы образования, индивидуальных достижений обучающихся.
2.2.6. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся (воспитанников) в интересах расширения спектра образовательных услуг, включая систему дошкольного и дополнительного образования.
2.2.7. Оценка качества образования на различных ступенях и уровнях, применительно к образовательному учреждению.
2.2.8. Определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям государственных образовательных стандартов.
2.2.9. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования по вопросам управления качеством образования, выстраивания системы мониторинга и оценки качества образования.
2.2.10. Создание условий и стимулирование процессов инновационного поиска в области оценки качества образования.
2.2.11. Расширение общественного участия в управлении образованием на территории Надеждинского муниципального района.
2.2.12. Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг и партнеров системы образования для принятия ими решений в пределах их компетенции.
2.3. Оценка качества образования осуществляется на основе системы показателей и параметров, отражающих основные аспекты качества образования (качество результатов, качество условий и качество процессов). Используемая для оценки качества образования критериально-уровневая система показателей, сопоставима с федеральными и региональными аналогами. Основой муниципальной системы оценки качества общего образования является кластерная модель.
2.4. Основные принципы формирования и функционирования МСОКО:
2.4.1. Объективность и достоверность информации о качестве образования.
2.4.2. Полнота и системность.
2.4.3. Открытость, прозрачность процедур оценки качества образования.
2.4.4. Оперативность, технологичность, оптимальность обобщения.
2.4.5. Сопоставимость системы показателей с РСОКО.
2.4.6. Комплексность - анализ качества усилий, качества процесса, качества результатов.
2.4.7. Периодичность - регулярное проведение оценочных процедур в определенные промежутки времени.
2.4.8. Преемственность - оценка соответствия образовательных программ различных уровней.
2.4.9. Оптимальность - соответствие диагностических процедур целям, задачам и содержанию образования.
2.4.10. Перспективность - направленность оценки на решение актуальных задач развития образования.
2.4.11. Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
2.5. Требования к показателям и индикаторам, используемым в системе оценки качества образования:
2.5.1. Согласованность с региональной и общероссийской системой оценки качества образования.
2.5.2. Актуальность, соответствие приоритетным направлениям развития образования Российской Федерации.
2.5.3. Целесообразность и использование их для принятия управленческих решений в процедурах аттестации и аккредитации.
2.5.4. Возможность количественного измерения.
2.5.5. Внешний и внутренний образовательный аудит.
2.5.6. Полнота охвата в сочетании с относительной простотой инструментария оценки.
2.5.7. Необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем блокам системы оценки качества).
2.5.8. Оперативность (система показателей должна обеспечивать быстрый сбор информации в целях принятия управленческих решений).
2.5.9. Универсальность.
2.5.10. Открытость.

3. Основные функции, объекты и реализация
муниципальной системы оценки качества образования

3.1. Основными функциями МСОКО являются:
3.1.1. Организационно-методическое сопровождение аттестации педагогических и руководящих кадров.
3.1.2. Организация государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся МОУ НМР.
3.1.3. Организация оценки результатов деятельности образовательных учреждений и условий осуществления образовательной деятельности.
3.1.4. Сбор, обобщение и представление статистической отчетности в муниципальные, федеральные и региональные органы исполнительной власти.
3.1.5. Организация работ по экспертизе, диагностике, оценке и прогнозу основных тенденций развития системы образования.
3.1.6. Обеспечение руководителей МОУ НМР аналитической информацией и вариантами управленческих решений.
3.1.7. Обеспечение внешних пользователей (исполнительная и законодательная власть, общественность, СМИ, родители и др.) информацией о состоянии в развитии системы образования, отдельных образовательных учреждений, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей.
3.1.8. Участие в подготовке нормативно-правовой документации и норм образовательной деятельности в соответствии с государственными стандартами и нормативами.
3.2. Объектами оценки МСОКО являются:
3.2.1. Образовательные программы (включая образовательные программы для которых не предусмотрены федеральные государственные образовательные стандарты), качество которых определяет конкурентоспособность образовательного учреждения и образовательной системы в целом.
3.2.2. МОУ НМР всех типов и видов и структуры, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления и реализующие различные образовательные программы.
3.2.3. Результативность деятельности руководителей МОУ НМР.
3.2.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающихся (индивидуальные учебные и внеучебные достижения, показатели здоровья, портфолио) как показатель реализации образовательных программ, результатов работы образовательных учреждений ("организаций" по новому ФЗ) и качества управления образовательным процессом.
3.2.5. Профессиональная компетентность педагогических работников (результативность деятельности, портфолио).
3.2.6. Управление образования (обеспечение доступности качественных образовательных услуг, качество обеспечения условий для функционирования и развития сети образовательных учреждений, эффективность, финансово-экономическая деятельность).
3.3. Реализация МСОКО может осуществляться:
3.3.1. Посредством существующих процедур контроля: государственной (итоговой) аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучающихся, контрольной деятельности, аттестации педагогических работников и руководителей МОУ НМР.
3.3.2. Применением процедур оценки качества образования: статистическое наблюдение за деятельностью образовательных учреждений, мониторинг качества образования, независимая оценка качества образования, рейтинг образовательных учреждений, портфолио муниципального образовательного учреждения, оценка и анализ управления качеством образования.
3.4. МСОКО может дополняться другими процедурами по мере их необходимости.
3.5. МСОКО проводится по инициативе федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных объединений.
3.6. Придание гласности результатов оценки качества образования осуществляется в следующих формах:
3.6.1. Информирование о результатах оценки качества образования администрации и педагогических работников МОУ НМР.
3.6.2. Информирование о результатах оценки качества образования общественности в полном объеме или частично в соответствии с требованиями, предъявляемыми к публичным докладам и аналитическим материалам, отчетам о состоянии качества образования на муниципальном и институциональном уровнях.

4. Организационная структура
и механизм функционирования МСОКО

4.1. МСОКО представляет двухуровневую структуру и включает муниципальный и институциональный уровни.
4.2. Модель МСОКО создается на базе существующей в Надеждинском муниципальном районе линейно-функциональной структуры управления образованием. МСОКО активно использует все существующие организационные структуры, вместе с тем, выделяет специфические звенья и должностные единицы, ориентируемые на целевые функции, специальные задачи, на формируемую модель организационной структуры МСОКО.
4.3. Органом, координирующим функционирование МСОКО, является Совет по развитию МСОКО в Надеждинском муниципальном районе, в состав которого входят руководители МОУ НМР и специалисты Управления образования.
4.4. Основными целями создания Совета являются:
4.4.1. Координация взаимодействия организационных структур МСОКО и управление процессом ее развития.
4.4.2. Обсуждение и принятие коллегиальных решений по вопросам оценки качества образования.
4.4.3. Разработка и реализация мероприятий по развитию системы оценки качества образования в Надеждинском муниципальном районе.
4.4.4. Согласование проектов нормативно-правовых актов по развитию системы оценки качества образования в Надеждинском муниципальном районе.
4.5. Органом, обеспечивающим функционирование МСОКО, является информационно-методический отдел Управления образования, который:
- формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования, муниципальную нормативную правовую базу;
- разрабатывает механизмы выявления социального заказа, критериальные показатели оценки качества образования, диагностику, оценку и мониторинг в сфере образования;
- обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образовании;
- координирует работу образовательных учреждений в МСОКО;
- определяет состояние и тенденции развития системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в муниципальной образовательной системе;
- осуществляет инструктивно-методическое обеспечение процедур контроля и оценки качества образования, информационное обеспечение функционирования системы оценки качества образования, организацию сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в муниципальной системе образования; обеспечивает информационную поддержку МСОКО;
- осуществляет научно-методическое обеспечение оценки качества образования в муниципальной образовательной системе;
- организует проведение научно-практических и обучающих семинаров, конференций, подготовку педагогов, специалистов и общественных экспертов по вопросам оценки качества образования;
- обеспечивает пропаганду положительного опыта работы, стимулирование процессов инновационного поиска в данном направлении.
4.6. В Управлении образования в рамках реализации процедур и механизмов системы оценки качества образования функционирует муниципальная аттестационная комиссия по аттестации руководящих кадров, комиссии по проведению конкурсов и определению рейтингов образовательных учреждений и педагогов, комиссии, осуществляющие независимую оценку качества образования, группы мониторинга качества образования.
4.7. В МСОКО включены муниципальные образовательные учреждения Надеждинского муниципального района всех типов и видов. В образовательных учреждениях могут создаваться и функционировать службы (отдельные специалисты) по вопросам мониторинга и оценки качества образования: уполномоченные (координаторы) по качеству, группы по проведению самообследования по качеству, службы психологического сопровождения (по усмотрению образовательного учреждения).
4.8. На уровне муниципальных образовательных учреждений обеспечивается управление качеством образования, разработка образовательных программ с учетом социального заказа. Образовательные учреждения используют разработанные или рекомендованные информационно-методическим отделом методики оценки качества образования, принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
4.9. Функционирование общественных и профессиональных муниципальных объединений (Управляющие советы, районные методические объединения, Общественная профсоюзная организация народного образования и т.п.) способствует реализации механизмов общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования. Общественные муниципальные и профессиональные объединения принимают участие в формировании информационных запросов основных показателей, характеризирующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования; принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения.
4.10. Регулирование отношений, возникающих при осуществлении обмена информацией между организационными структурами МСОКО, осуществляется посредством муниципальной информационной системы.
4.11. Номенклатура критериев, показателей, индикаторов сформирована по направлениям, характеризующим образовательную систему:
- качество управления образовательным процессом;
- качество содержания образования;
- качество образовательной социокультурной среды;
- качество ресурсного обеспечения образовательного процесса;
- качество управления развитием образовательной системы;
- качество педагогических результатов образовательного процесса.
4.12. Совокупность способов, средств и организационных структур, субъектов и объектов контроля, процедур, критериев и показателей для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства образуют Систему управления качеством образования на муниципальном уровне.
4.13. Взаимосвязь и интеграция оценочных процедур в МСОКО обеспечивается:
- согласованием процедур по срокам и периодичности проведения, по применяемым критериям и показателям;
- созданием интегрированных баз данных, обеспечивающих минимизацию усилий по получению информации, ее обработке и использованию в управлении;
- унификацией каналов получения информации;
- высоким уровнем подготовленности персонала и работников системы образования, различных подразделений и должностных лиц в области оценки качества образования, готовностью к ее осуществлению в ходе различных процедур.
4.14. Предмет оценки качества образования определяется в соответствии с целями и задачами МСОКО.
4.15. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются:
- анализ данных по итогам государственной статистической отчетности;
- экспертная оценка (экспертиза);
- измерение.
Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятии управленческих решений.
4.16. Оценочные процедуры с использованием методов анализа статистических данных, экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения, разработанными информационно-методическим отделом.
4.17. Количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса как форма выражения результата оценочной процедуры с использованием методов анализа статистических данных, экспертизы, измерения, способствует получению информации о характере качества результатов, условий и процессов и выступает основой для анализа качества образования конкретного образовательного учреждения, образовательной программы, муниципальной образовательной системы в целом.
4.18. Деятельность по реализации каждой процедуры оценки качества образования, процесс сбора, хранения, обработки и информации о качестве образования на муниципальном уровне, исполнители работ, формы представления информации регламентируются соответствующими нормативными правовыми документами Управления образования администрации Надеждинского муниципального района и образовательных учреждений.
4.19. Функционирование МСОКО ориентирует руководителя и специалистов Управления образования администрации Надеждинского муниципального района, а также руководителей образовательных учреждений, на использование результатов оценки качества образования при принятии управленческих решений.

5. Обеспечение информационной доступности МСОКО

5.1. Информационная доступность МСОКО обеспечивается:
5.1.1. Размещение нормативно-правовых актов МСОКО Надеждинского муниципального района на сайте Управления образования Надеждинского муниципального района.
5.1.2. Освещение мероприятий МСОКО НМР в средствах массовой информации муниципального уровня.
5.1.3. Проведение обучающих семинаров, конференций, совещаний по вопросам функционирования МСОКО НМР.


------------------------------------------------------------------