Решение Приморского краевого суда от 13.08.2013 N 3-42/13 <О признании частично недействующим приложения N 12 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утв. постановлением Администрации Приморского края от 4 марта 2013 года N 81-па>



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. № 3-42/13

(извлечение)

Приморский краевой суд в составе, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края об оспаривании приложения № 12 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 4 марта 2013 года № 81-па, в части,

установил:

Прокурор Приморского края обратился в суд, указав, что постановлением Администрации Приморского края от 4 марта 2013 года № 81-па утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Программа). Приложение № 12 к Программе содержит Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен (далее - Перечень). В указанном Перечне отсутствует медицинский препарат этанерцепт.
Прокурор полагал, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Федеральная программа), предусматривающего обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Дети-инвалиды относятся к категории граждан, имеющих в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, в том числе при амбулаторном лечении.
Прокурор просил суд признать приложение № 12 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 4 марта 2013 года № 81-па, в части отсутствия в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, препарата этанерцепт для обеспечения им детей-инвалидов противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представители Администрации Приморского края с заявлением прокурора не согласились, указав, что обеспечение оплаты лекарственных средств отдельных категорий граждан не входит в полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, установленные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Кроме того, указал, что лечение препаратом этанерцепт относится к высокотехнологичным видам медицинской помощи, которая может оказываться лишь в стационарных условиях, поэтому он не может назначаться при амбулаторном лечении пациентов. В Перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 года № 665 названный препарат не входит, соответственно, он не может быть закуплен за счет средств федерального бюджета для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь на основании Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", а также за счет средств краевого бюджета.
Также представитель Администрации Приморского края считал необоснованной ссылку прокурора на Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года № 2199-р, полагая, что названное постановление принято исключительно в целях государственного регулирования цен на отдельные лекарственные препараты для медицинского применения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 81 (пункт 1) Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1074 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждена Федеральная программа. Пунктом 3 постановления органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано до 25 декабря 2012 года утвердить территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на указанный период.
Федеральная программа устанавливает перечень видов, форм и условий, оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи, при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно и иные критерии, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи (Раздел I).
Разделом IV Программы установлено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется, в том числе, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1074 постановлением Администрации Приморского края от 4 марта 2013 года № 81-па была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Названный правовой акт опубликован в официальном издании органов государственной власти Приморского края - "Приморская газета", № 24 (755) от 26 марта 2013 года.
К Программе прилагается Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно - приложение № 12 (пункт 1.5 Программы).
Пунктом 1.15 раздела I "Порядок и условия предоставления первичной медико-санитарной помощи" приложения № 1 к краевой Программе установлено, что лекарственное обеспечение амбулаторной медицинской помощи производится за счет личных средств граждан, за исключением лиц, имеющих льготы по лекарственному обеспечению, установленные действующим законодательством Российской Федерации и Приморского края.
Группы населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, определены Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". К указанной категории относятся дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, которые обеспечиваются всеми лекарственными средствами, а также средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалами (по медицинским показаниям).
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года № 2199-р. На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 года № 1378-р данный Перечень применяется в 2013 году.
В указанный Перечень входит препарат этанерцепт в виде лиофилизата для приготовления раствора для подкожного введения и раствора для подкожного введения.
Между тем, в Перечне лекарственных препаратов, являющемся приложением № 12 к краевой Программе государственных гарантий медицинской помощи препарат этанерцепт не указан, что противоречит действующему законодательству. Кроме того, это нарушает права детей-инвалидов, проживающих на территории Приморского края на бесплатное обеспечение указанным препаратом в рамках амбулаторного лечения за счет средств краевого бюджета, что подтверждается представленными прокурором обращениями В.Л.А., Н.Е.Ю., Р.С.Н.
Довод представителя администрации Приморского края об отсутствии у органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по обеспечению оплаты лекарственных средств отдельных категорий граждан является неубедительным, основанным на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Разделом III. "Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи" краевой Программы установлено, что обеспечение граждан лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований краевого бюджета.
Также организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Кроме того, пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Таким образом, из совокупности названных нормативных правовых актов следует, что отсутствие в вышеуказанном постановлении вида бюджета, за счет средств которого необходимо обеспечить оплату лекарственных средств, как и отсутствие прямого указания на полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан определенных категорий лекарственными препаратами при лечении амбулаторных заболеваний в перечне полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленном Федеральным законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ само по себе не может рассматриваться как не предполагающее обязанность этих органов организовать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственное обеспечение соответствующих категорий граждан.
Суд считает несостоятельным довод представителя заинтересованного лица о том, что Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года № 2199-р, утвердившее Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов издано лишь для целей государственного регулирования цен на отдельные лекарственные препараты для медицинского применения и не может быть использовано для организации обеспечения такими препаратами групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно, поскольку иного перечня лекарственных препаратов, утвержденного Правительством РФ, который бы мог быть использован для указанных целей не имеется. Кроме того, составление такого перечня препаратов обусловлено особой социальной значимостью вопроса обеспечения лекарственными средствами социально незащищенных категорий граждан.
Утверждение представителя Администрации Приморского края о том, что лечение препаратом этанерцепт может быть осуществлено лишь в стационарных условиях, поскольку названный препарат относится к числу генно-инженерных биологических препаратов, терапия которыми является высокотехнологичным видом медицинской помощи, не нашел подтверждения в судебном заседании.
Федеральная и краевая программы формируются с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи (Раздел I Федеральной программы). Пункт 14 Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "ревматология", утвержденного приказом Минздрава России от 25 октября 2012 года № 441н не содержит запрета на применение противоревматической терапии, в том числе генно-инженерными биологическими препаратами (внутримышечное и подкожное введение лекарственных средств) в амбулаторных условиях. Кроме того, оказание первичной медико-санитарной помощи амбулаторно путем предоставления медицинской услуги подкожного введения, в том числе препарата этанерцепт предусмотрено Стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при юношеском (ювенальном) артрите, утвержденным приказом Минздрава России от 9 ноября 2012 года № 865н.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований не имеется, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству в части отсутствия в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно препарата этанерцепт для обеспечения им детей-инвалидов.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая это требование закона, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в указанной прокурором части, со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение № 12 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 4 марта 2013 года № 81-па, в части отсутствия в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, препарата этанерцепт для обеспечения им детей-инвалидов.
Обязать Администрацию Приморского края опубликовать сообщение о решении суда в издании "Приморская газета" по вступлению решения суда в законную силу.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба или апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Приморский краевой суд.


------------------------------------------------------------------