Решение Приморского краевого суда от 13.08.2013 N 3-44/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Закона Приморского края от 23.07.2012 N 73-КЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в Приморском крае">



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. № 3-44/13

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление П.В.П. об оспаривании в части Закона Приморского края от 23 июля 2012 г. № 73-КЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в Приморском крае",

установил:

Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края от 23 июля 2012 г. № 73-КЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в Приморском крае", который опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" от 23 июля 2012 г. № 20 и в "Приморской газете" от 24 июля 2012 г. № 66 (683).
Статьей 6 данного Закона установлен порядок оплаты расходов на перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранения. Статьей 7 определен порядок возврата задержанных транспортных средств их владельцам.
Часть 5 статьи 6 Закона предусматривает, что оплата расходов уполномоченных организаций на перемещение и хранение задержанного транспортного средства производится до выдачи транспортного средства со специализированной стоянки.
В соответствии с частью 2 статьи 7 возврат задержанного транспортного средства владельцу транспортного средства производится незамедлительно после оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
П.В.П. обратился в суд с заявлением о признании части 5 статьи 6 и части 2 статьи 7 Закона противоречащими положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности статье 335 Кодекса. В обоснование заявления указал, что после выдачи уполномоченным должностным лицом справки о прекращении задержания транспортного средства оно утрачивает статус задержанного. Однако Законом № 73-КЗ не предусмотрена безусловная выдача уже незадержанного транспортного средства его владельцу, в связи с чем оно остается в залоге у владельца специализированной автостоянки до оплаты расходов на перемещение и хранение. Передача транспортного средства в залог без согласия владельца дает возможность администрации спецстоянки бесконечно долго начислять оплату за хранение по тарифам, установленным для задержанного транспортного средства, что нарушает права граждан.
Заявление предъявлено П.В.П. к Губернатору Приморского края.
В судебное заседание заявитель не прибыл, заявив телефонограммой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом к участию в деле привлечено Законодательное Собрание Приморского края, как законодательный орган государственной власти Приморского края, принявший оспариваемый Закон.
Представитель Законодательного Собрания с заявлением П.В.П. не согласился, пояснив, что Закон "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в Приморском крае" принят Законодательным Собранием Приморского края в соответствии с частью 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полномочия субъекта Российской Федерации при определении порядка оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства и порядка его возврата владельцу не нарушены. Ссылка заявителя на статью 335 Гражданского кодекса Российской Федерации неправомерна, поскольку залоговые отношения возникают по иным основаниям и не распространяются на правоотношения, возникшие между лицом, совершившим административное правонарушение, и уполномоченной организацией, реализующей меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства, предусмотренную статьей 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Губернатора Приморского края против заявления П.В.П. возражал, пояснив, что Закон № 73-КЗ принят в соответствии с частью 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основанием для возврата транспортного средства в силу частей 1 и 2 статьи 7 Закона являются лишь два обстоятельства: отпадение причины задержания транспортного средства и оплата расходов на его задержание. Подобное регулирование полностью согласуется с положениями части 1 статьи 27.13 Кодекса, в соответствии с которыми задержание транспортного средства продолжается до устранения вызвавших его причин. Поскольку обязанность по возмещению расходов на задержание транспортного средства прямо предусмотрена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оспариваемые заявителем положения Закона № 73-КЗ, которыми установлено, что оплата расходов уполномоченных организаций на перемещение и хранение задержанного транспортного средства производится до выдачи транспортного средства со специализированной стоянки, не противоречит положениям этого Кодекса.
Обсудив доводы сторон, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд оснований для удовлетворения заявления П.В.П. не находит.
Согласно части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, в связи с чем суд по настоящему делу не ограничивается доводами заявления и полагает необходимым проверить оспариваемые нормоположения на соответствие действующему на день рассмотрения дела законодательству.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Вопросы перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также их возврата относятся к сфере административных правоотношений и регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации.
Согласно части 1 статьи 27.13 этого же Кодекса при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных рядом статей настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Частью 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 27.13 этого же Кодекса).
Таким образом федеральным законодателем расходы на перемещение и хранение транспортного средства возложены на лицо, совершившее административное правонарушение, а определение порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты перемещения и хранения, а также возврата отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
В соответствии с данными полномочиями Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края от 23 июля 2012 г. № 73-КЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в Приморском крае".
Статьей 6 данного Закона определен порядок оплаты расходов на перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранение и установлено, что расходы уполномоченных организаций на перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и его хранение возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (часть 1). Оплата расходов уполномоченных организаций на перемещение и хранение задержанного транспортного средства производится до выдачи транспортного средства со специализированной стоянки (часть 5).
Порядок возврата задержанного транспортного средства установлен статьей 7 Закона, в соответствии с частью 1 которой возврат задержанного транспортного средства, хранящегося на специализированной стоянке, производится на основании письменного разрешения уполномоченного должностного лица на выдачу задержанного транспортного средства после предъявления владельцем, представителем владельца или лицом, имеющим при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством (далее - владелец транспортного средства), документа, удостоверяющего его личность, а также документов, подтверждающих право владения транспортным средством или документов, необходимых для управления данным транспортным средством.
Возврат задержанного транспортного средства владельцу транспортного средства производится незамедлительно после оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства (часть 2 статьи 7 Закона).
Поскольку установление порядка возврата транспортного средства в силу части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится к компетенции субъекта Российской Федерации, последний был вправе в качестве оснований к возврату предусмотреть, помимо наличия письменного разрешения уполномоченного должностного лица и документов на управление данным транспортным средством, оплату расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства до его выдачи со специализированной стоянки.
В связи с изложенным суд не находит противоречий оспариваемых нормоположений нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о противоречии оспариваемых положений Закона Приморского края положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге, в частности его статье 335, определяющей правовой статус залогодателя, судом не может быть признан обоснованным. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации направлены на регулирование имущественных и личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Залог является способом обеспечения гражданско-правовых обязательств, возникших из договоров, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе (статьи 307, 334 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Задержание транспортного средства, его перемещение на специализированную стоянку, хранение и возврат владельцу относятся к мерам обеспечения в связи с производством по делу об административном правонарушении. На данные правоотношения нормы гражданского законодательства не распространяются.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку судом не установлено противоречия оспариваемых норм Закона Приморского края от 23 июля 2012 г. № 73-КЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в Приморском крае" федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении заявления П.В.П. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

П.В.П. в удовлетворении заявления об оспаривании в части Закона Приморского края от 23 июля 2012 г. № 73-КЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в Приморском крае" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------