Решение Приморского УФАС России от 20.08.2013 N 30/07-2013 <О признании ненадлежащей рекламы биологически активных добавок, в которой указанна информация создающая впечатление о том, что данный товар является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. № 30/07-2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е., заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Яковенко Н.В., начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Рязанова А.А., специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 16.08.2013 дело № 30/07-2013, по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в выпуске еженедельника "Д" вложенной листовки с рекламой бальзама "Десятисил Алтайский" и бальзама "Промедин", реализуемых компанией "A" и создающей впечатление о том, что они обладают лечебными свойствами, а также содержат выражения благодарности в связи с применением бальзама "Десятисил Алтайский",
в отсутствии представителей:
лица, в отношении которого возбуждено дело - индивидуального предпринимателя Ф.М.А. (<...>, далее - ИП Ф.М.А.);

установила:

В ходе проведенного мониторинга рекламы в городе Владивостоке, установлено, что в один из выпусков еженедельника "Д" была вложена листовка с рекламой продукции компании "A" (бальзам "Десятисил Алтайский" и бальзам "Промедин") с признаками нарушения рекламного законодательства.
В частности, в вышеуказанной листовке под заголовком "Страничка ЗДОРОВЬЯ" опубликован рекламный материал о бальзаме "Десятисил Алтайский", приводится история о больной женщине, перенесшей инсульт: "...Она сказала, что этим бальзамом исцелила своего мужа, которого инсульт парализовал в 35 лет. Как оказалось, рецепт вот уже много веков широко применяется алтайцами для лечения практически всех хворей. А для нашей семьи он стал лучиком надежды. Я начала давать маме каждый день... И уже через неделю мы заметили первые результаты.... Через полгода коварная болезнь была побеждена. Мама вновь стала полноценным человеком...".
Указанная информация создает впечатление о том, что данный бальзам является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами.
Кроме того, в данной статье о вышеуказанном бальзаме указано, что "...Вот уже много лет российские ученые ведут корпоративную работу по воссозданию древних алтайских рецептов, работают над тем, чтобы использовать целебные природные ресурсы Сибири и Алтая на благо всего человечества. В результате на свет появился удивительный бальзам "Десятисил Алтайский" - уникальный источник силы и энергии, действенное средство против многих болезней, дарящий жизнь без боли.".
Такая информация может создать впечатления, о том, что компанией "A" были проведены исследования по применению данного бальзама при лечении различных болезней.
Как следует из текста рекламы о бальзаме с названием "Десятисил Алтайский": "...приобрести бальзам, который способен дать облегчение при множестве недугов, может позволить себе каждый.... Люди применяют его при самых разнообразных заболеваниях. Некоторые используют бальзам при простуде, другие исцеляются от паралича и инсульта... Вместе с тем, перечислен широкий круг заболеваний, при которых принимают бальзам "Десятисил Алтайский" (при стенокардии, аритмии, инсульте, артрите, межпозвоночной грыжи, для восстановления мозгового кровообращения, при гастрите, язве желудка, заболеваниях печени, в том числе при гепатите и циррозе, сахарном диабете, для комплексного лечения туберкулеза, глаукоме, катаракте...).
Указанная информация у потребителей создает впечатление о том, что бальзам "Десятисил Алтайский" является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами.
На основании пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе", реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Кроме того, в листовке на страницах 2 - 4 опубликованы цитаты из писем граждан, в которых содержатся ссылки на конкретные случаи излечения от той или иной болезни, улучшения их состояния в результате применения вышеуказанного бальзама, а также содержатся выражения благодарности в связи с применением бальзама "Десятисил Алтайский".
В соответствии с пункта 2 частью 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе", реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей.
Пунктом 3 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе" регламентируется, что реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
Таким образом, рекламный материал о бальзаме "Десятисил Алтайский" распространялся с признаками нарушения требований пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе", в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Поскольку установлено, что рекламируемый препарат в качестве лекарственного средства не зарегистрирован, а в рекламе указывается на его лечебные свойства и создается впечатление о том, что он является лекарственным средством, то данная реклама содержит признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Из информации, представленной рекламораспространителем - ОАО "ИПК "Д", следует, что рекламодателем статьи под заголовком "Страничка ЗДОРОВЬЯ" является индивидуальный предприниматель Ф.М.А.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1 - 3 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель, которым в данном случае является ИП Ф.М.А.
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным ОАО "ИПК "Д" установлено, что заявка на рекламную листовку "Страничка ЗДОРОВЬЯ" поступила в ОАО "ИПК "Д" с электронного адреса: <...>. В заявке был заказ на изготовление 130 тысяч экземпляров листовки, который впоследствии по телефонограмме был уменьшен до 115 тысяч экземпляров, согласно счету на оплату № 0000000633 от 01.04.2013.
Также было установлено, что договор на изготовление рекламной листовки "Страничка ЗДОРОВЬЯ" в письменной форме между рекламодателем и рекламораспространителем не заключался.
20.06.2013 Приморским УФАС России в отношении рекламодателя - индивидуального предпринимателя Ф.М.А. по признакам нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 1 пунктов 1 - 3 статьи 25 ФЗ "О рекламе" возбуждено дело № 30/07-2013. Определением от 20.06.2013 (исх. № 4233/07) дело назначено к рассмотрению на 18.07.2013.
18.07.2013 индивидуальный предприниматель Ф.М.А. ни его законный представитель на рассмотрение дела не явились, документы и пояснения, запрошенные определением от 20.06.2013, необходимые для разрешения дела, индивидуальный предприниматель Ф.М.А. не представил.
Вышеуказанное определение было направлено на адрес регистрации индивидуального предпринимателя Ф.М.А. заказным письмом. Адрес регистрации вышеуказанного предпринимателя подтвержден представленными сведениями от УФНС России по Приморскому краю.
В связи с отсутствием информации о получении индивидуальным предпринимателем Ф.М.А. указанного выше определения, 18.07.2013 Приморским УФАС России было изготовлено определение (исх. 5043/07) об отложении рассмотрения дела № 30/07-2013 на 16.08.2013.
Определение о возбуждении дела, направленное по адресу регистрации индивидуального предпринимателя заказным письмом, которое было возвращено отправителю 14.08.2013 почтовой службой по причине истечения срока хранения.
16.08.2013 ни индивидуальный предприниматель Ф.М.А., ни его законный представитель на рассмотрение дела не явились, документы и пояснения, запрошенные вышеуказанными определениями необходимые для разрешения дела, не представлены.
Согласно информации с официального сайта почтовой службы "Почта России" (http://www.russianpost.ru) определение об отложении рассмотрения дела № 30/07-2013 индивидуальный предприниматель Ф.М.А. не получает.
Данное обстоятельство свидетельствует об уклонении адресата от получения почтовых отправлений антимонопольного органа, и расценивается как надлежащее уведомление лица о дате, времени и месте рассмотрения дела № 30/07-2013.
Поскольку Приморским УФАС России были предприняты все необходимые меры для соблюдения законных прав индивидуального предпринимателя Ф.М.А. и его надлежащего уведомления, дело № 30/07-2013 было рассмотрено 16.08.2013 в его отсутствии.
В результате исследования материалов настоящего дела Комиссией установлено, что согласно данным Реестра продукции, прошедшей государственную регистрацию, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http://fp.crc.ru) рекламируемые препараты, а именно бальзам "Десятисил Алтайский" (свидетельство № RU.77.99.11.003.E.049527.12.11 от 02.12.2011) и бальзам "Промедин" (свидетельство № RU.77.99.11.003.Е.004372.12.10) зарегистрированы на территории РФ в качестве биологически активных добавок. Однако, в рекламной листовке не указывается, что вышеуказанные бальзамы являются БАДами, вместо этого они позиционируются как лекарственные средства.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Так как в рекламе указывается на лечебные свойства препаратов компании "A", в связи с чем создается впечатление о том, что они являются лекарственными средствами, тогда как материалами дела установлено, что рекламируемые препараты в качестве лекарственных средств не зарегистрированы, данная реклама также признается противоречащей требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, в результате рассмотрения настоящего дела Комиссия пришла к заключению, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, поскольку противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1 - 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1 - 3 части 1 статьи 25 Закона несет рекламодатель, которым в данном случае является индивидуальный предприниматель Ф.М.А.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе", подпунктом "б" пункта 36 и пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Ф.М.А., распространявшуюся в листовке под заголовком "Страничка ЗДОРОВЬЯ" бальзама "Десятисил Алтайский" и бальзама "Промедин", поскольку в ней были нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1 - 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Ф.М.А. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ

Члены Комиссии
Н.В.ЯКОВЕНКО
А.А.РЯЗАНОВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе

от 20 августа 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (Приморского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е., заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Яковенко Н.В., начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Рязанова А.А., специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании своего решения по делу № 30/07-2013, о признании ненадлежащей рекламы ИП Ф.М.А., распространяемой в г. Владивостоке посредством рекламной листовки под заголовком "Страничка ЗДОРОВЬЯ", в которой рекламируется бальзам "Десятисил Алтайский" и бальзам "Промедин", поскольку в ней были нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1 - 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

предписывает:

1. ИП Ф.М.А. в срок не более 5 дней после получения настоящего предписания прекратить нарушение требований рекламного законодательства, а именно: прекратить распространение рекламной листовки под заголовком "Страничка ЗДОРОВЬЯ" с рекламой бальзама "Десятисил Алтайский" и бальзама "Промедин" с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 1 пунктов 1 - 3 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" без публикации обязательной информации.
2. ИП Ф.М.А. представить в Приморское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок не позднее 14 дней с даты получения настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Приморское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ

Члены Комиссии
Н.В.ЯКОВЕНКО
А.А.РЯЗАНОВА


------------------------------------------------------------------