Решение Приморского УФАС России от 22.08.2013 N 32/07-2011 <О признании ненадлежащей рекламы, распространявшейся посредством рассылки смс-сообщений на телефонный номер без предварительного согласия абонента>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. № 32/07-2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е. - заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Яковенко Н.В. - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев 20 августа 2013 года дело № 32/07-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения посредством смс-сообщений рекламной информации, с признаками нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии:
представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуального предпринимателя О.О.Г. <...> М.О.В. действующего на основании доверенности б/н от 22.07.2013.

установила:

В Приморское УФАС России 21.06.2013 поступили от ФАС России материалы о распространении рекламы посредством смс-сообщений на абонентский номер без предварительного согласия лица.
В связи с тем, что рассматриваемая реклама распространялась на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, на основании пункта 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006. № 508, ФАС России наделила Приморское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в отношении ИП О.О.Г. по факту распространения ею на территории РФ смс-сообщений рекламного характера.
В частности, в Иркутское УФАС России поступило заявление гражданина Б.П.В., в котором сообщается, что на номер его мобильного телефона <...>, зарегистрированного в компании "М", поступила реклама следующего содержания: "Уважаемый Участник Престиж-Клуба! Теперь иметь много друзей выгодно! С 01.11.2012 по 31.01.2013 приведи друга и вместе получите по 500 купонов на карту Престиж-Клуба! Подробности на <...>" отправитель: "v".
Заявитель сообщил, что рекламную информацию от компании "v" он не запрашивал и согласие на ее получение посредством смс-сообщений не давал.
Заявитель (гражданин Б.П.В.) считает, что рассылка в его адрес рекламы противоречит требованиям Федерального закона "О рекламе", и просит провести соответствующую проверку и привлечь виновных в нарушении рекламного законодательства лиц к административной ответственности.
На основании изложенного, сотрудниками Иркутского УФАС России было установлено, что рассылку вышеуказанного смс-сообщения осуществляет ИП О.О.Г. на основании договора об оказании услуг связи, заключенных между ИП О.О.Г. и ОАО "М" № 2236829 от 03.10.2012 и дополнительного соглашения б/н от 10.10.2012 о предоставлении дополнительной услуги "SMS-Информ".
Согласно приложению № 1 к дополнительному соглашению к договору № 2236829 от 03.10.2012 федеральному телефонному номеру абонента ИП О.О.Г. присвоена индивидуальная подпись "V", в пакет услуг которого входит 10000000 смс-сообщений.
Также было установлено, что ИП О.О.Г. зарегистрирована в Приморском крае в г. Уссурийске, согласно информации от УМВД России по Приморскому краю, и осуществляет продажу бытовой техники на территории нескольких регионов РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Таким образом, вышеуказанная реклама распространялась с признаками нарушения пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
Согласно указанному выше договору, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является - ИП О.О.Г.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 18 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель, которым в данном случае является ИП О.О.Г.
Определением Приморского УФАС России от 26.06.2013 в отношении ИП О.О.Г. по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе" было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 24.07.2013.
Рассмотрение данного дела откладывалось (определение об отложении исх. № 5195/07 от 25.07.2013) в связи с тем, что в назначенное время ни ИП О.О.Г., ни ее законный представитель на рассмотрение дела № 32/07-2013 не явились, документы, запрошенные определением о возбуждении дела, в адрес Приморского УФАС России не представлены, информация о надлежащем уведомлении ИП О.О.Г. о дате, времени и месте рассмотрения дела отсутствует.
Определением об отложении рассмотрения дела была назначена новая дата рассмотрения настоящего дела (20.08.2013).
Согласно информации с почтовой карточки (уведомление № 69000765007163) ИП О.О.Г. получила вышеуказанное определение (исх. № 5195/07) 01.08.2013, на основании чего ИП О.О.Г. была уведомлена о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом. На заседание Комиссии не явилась, каких-либо ходатайств и заявлений от нее не поступало. Документы и пояснения, запрошенные вышеуказанными определениями до момента рассмотрения дела в антимонопольный орган представлены не были.
20.08.2013 на заседании Комиссии представитель ИП О.О.Г., М.О.В. представил документы (объяснения по факту распространения нарушения, письмо Б.П.В. об исключении его из числа лиц, получающих рекламную информацию, бланк анкеты участника "П", договор об оказании услуг связи № 2236829 от 03.10.2012, заключенный между ОАО "М" и ИП О.О.Г. без приложений).
В ходе рассмотрения дела № 32/07-2013 присутствующий на рассмотрении настоящего дела представитель ИП О.О.Г., М.О.В. сообщил, что факт нарушения рекламного законодательства ИП О.О.Г. не признает.
Также представитель пояснил, что лицо, изъявившее желания стать участником "П" должен заполнить анкету участника, в которой есть ссылка о том, что держатель дисконтной карты "П" дает согласие на обработку своих персональных данных, в том числе по информированию участника о проведении промо-акций.
Однако, документы подтверждающие, что гражданин Б.П.В. давал свое согласие на информирование его о проводящихся рекламных акциях, а также о том, что заявитель, является участником данного клуба, не были представлены.
Также документы, запрашиваемые согласно определениям (исх. № 4387/07 от 26.06.2013 и исх. № 5195/07 от 25.07.2013) представлены не в полном объеме.
Поскольку в ходе рассмотрения дела № 32/07-2013 ИП О.О.Г. не представила доказательств согласия гражданина Б.П.В. на получение рекламной информации, то рассматриваемая реклама признается распространенной без предварительного согласия данного адресата.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав имеющиеся в деле документы, Комиссия пришла к выводу о том, что реклама "П", распространяемая ИП О.О.Г. без предварительного согласия абонентов, распространялась с нарушением требований части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Уважаемый Участник Престиж - Клуба! Теперь иметь много друзей выгодно! С 01.11.2012 по 31.01.2013 приведи друга и вместе получите по 500 купонов на карту Престиж - Клуба! Подробности на <...>" отправитель: "v" (ИП О.О.Г.), распространявшуюся посредством рассылки смс-сообщений на телефонный номер (<...>) абонента мобильной связи ОАО "М", поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП О.О.Г. предписание о прекращении нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ

Члены Комиссии
Н.В.ЯКОВЕНКО
А.А.РЯЗАНОВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе

от 22 августа 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Абросимов Д.Е. - заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Яковенко Н.В. - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
на основании своего решения от 22.08.2013 по делу № 32/07-2013 о признании ненадлежащей рекламы, распространявшейся посредством рассылки SMS-сообщения на телефонный номер абонента гражданина Б.П.В., с нарушением требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

предписывает:

1. Индивидуальному предпринимателю О.О.Г. <...> в срок не позднее 5 дней после получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы на номер мобильного телефона гражданина Б.П.В., <...> зарегистрированного в компании ОАО "М", без его согласия.
2. Индивидуальному предпринимателю О.О.Г. в срок не позднее 14 дней с даты получения настоящего предписания представить в Приморское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Приморское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ

Члены Комиссии
Н.В.ЯКОВЕНКО
А.А.РЯЗАНОВА


------------------------------------------------------------------