Обзор Дальневосточного таможенного управления ФТС от 09.09.2013 N 16-01-17/14271 "Обзор решений, принятых Дальневосточным таможенным управлением по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия таможенных органов и их должностных лиц за 1 полугодие 2013 года"



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР
от 9 сентября 2013 г. № 16-01-17/14271

ОБЗОР РЕШЕНИЙ,
ПРИНЯТЫХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМ ТАМОЖЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ
(БЕЗДЕЙСТВИЕ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА

1. До признания судом договора, заключенного между декларантом и таможенным представителем, недействительным, у таможенного органа отсутствуют правовые основания считать данный договор незаключенным.
В первом полугодии 2013 года увеличилось количество обращений физических лиц в Дальневосточное таможенное управление с жалобами на действия по направлению требований об уплате таможенных платежей в отношении ввезенных в адрес заявителей транспортных средств, таможенное декларирование которых произведено таможенным представителем.
О фактах таможенного декларирования транспортных средств обратившиеся граждане, по их утверждению, узнали в связи с получением из таможенного органа актов, составленных по результатам проведенных проверок после выпуска, и требований об уплате таможенных платежей (в ходе проверок таможней выявлены факты заявления недостоверных сведений о датах выпуска автомобилей, влияющих на уплату таможенных платежей). В своих обращениях физические лица просили Дальневосточное таможенное управление провести проверочные мероприятия по фактам таможенного декларирования транспортных средств от их имени, проверку подлинности представленных документов и возложить обязанность по уплате задолженности на таможенного представителя.
В ходе рассмотрения жалоб установлено, что таможенным представителем при совершении таможенных операций с автомобилями от имени физических лиц были представлены все документы, необходимые для декларирования и выпуска товаров для личного пользования, в том числе и договоры, заключенные с заявителями.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 12 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей. Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. При оказании услуг по декларированию договор заключается непосредственно между декларантом и таможенным представителем (часть 3 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации). Из статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и не действительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Согласно положениям статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка не действительна по основаниям, установленным данным кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Таким образом, признание договора на оказание услуг таможенным представителем недействительным возможно только судом. Учитывая, что представленные при таможенном декларировании договоры подписаны сторонами, при этом данные сделки ни заявителями, ни таможенным представителем не оспорены и не признаны судом недействительными, у таможенного органа отсутствуют правовые основания считать данные договоры незаключенными.
При таких обстоятельствах действия таможни по направлению требований об уплате таможенных платежей в адрес физических лиц, от имени которых таможенным представителем совершены таможенные операции с ввезенными транспортными средствами, признаны правомерными.

2. Акциз в отношении мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) исчисляется таможенным органом, исходя из полной мощности двигателя мотоцикла, а не величины, превышающей 112,5 кВт (150 л. с.).
Не согласившись с расчетом акциза, который был произведен таможенным постом, исходя из полной мощности мотоцикла (175 л. с.), гражданин Ш. обратился с жалобой в Дальневосточное таможенное управление. По мнению заявителя, акциз должен быть начислен только на 25 л. с., поскольку подакцизными являются мотоциклы, мощность которых превышает 150 л. с.
Согласно положениям пунктов 2 и 4 статьи 360 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 Таможенного кодекса Таможенного союза. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, совокупного таможенного платежа, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроки их уплаты определяются международным договором государств - членов Таможенного союза.
Пунктом 10 раздела IV Приложения 5 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" установлено, что в отношении мотоциклов, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, таможенные пошлины, налоги уплачиваются в виде совокупного таможенного платежа.
В соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) являются подакцизными товарами, в отношении которых на момент таможенного декларирования мотоцикла, поступившего в адрес гражданина Ш., действовала налоговая ставка в размере 285 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) (статья 193 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 191 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. Таким образом, в рассматриваемой ситуации акциз исчисляется, исходя из полной мощности двигателя мотоцикла. В соответствии с пунктом 1 статьи 194 Налогового кодекса Российской Федерации сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 - 191 указанного кодекса.
Принимая во внимание, что мощность двигателя мотоцикла, поступившего в адрес гражданина Ш., составляет 175 л. с., а на момент таможенного декларирования данного транспортного средства действовала налоговая ставка в размере 285 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.), размер акциза составил 49875 руб. и был определен таможенным постом верно.

3. Используемые в качестве напольных покрытий многослойные изделия, в которых текстильные материалы служат лицевой поверхностью, должны классифицироваться в группе 57 ТН ВЭД ТС. При этом процентное массовое содержание каждого слоя в напольном покрытии для определения классификационного кода значения не имеет.
В Дальневосточное таможенное управление поступила жалоба ООО "П" на решение таможни о классификации товара (напольные резиновые коврики с верхним слоем из текстильного материала для входных дверей) в подсубпозиции 5705 00 300 0 ТН ВЭД ТС. Общество заявляет о том, что в заключении эксперта, на основании которого было принято обжалуемое решение, не указано процентное соотношение нетканного полотна и резинового покрытия товара, в связи с чем, данное заключение не может подтверждать правильность определенного таможней классификационного кода.
В соответствии с текстом товарной позиции 4016 ТН ВЭД ТС, выбранной ООО "П" для классификации ввезенного товара, в данную позицию включаются изделия из вулканизованной резины, кроме твердой резины, прочие. Товарная позиция 4016 ТН ВЭД ТС включена в группу 40 ТН ВЭД ТС. Согласно примечанию 2а) к группе 40 ТН ВЭД ТС в данную группу не включаются товары раздела XI ТН ВЭД ТС "Текстильные материалы и текстильные изделия". Таким образом, для выяснения вопроса об отнесении указанного товара к группе 40 ТН ВЭД ТС необходимо определить, относится ли он к разделу XI ТН ВЭД ТС.
В свою очередь, согласно примечанию 1 к группе 57 ТН ВЭД ТС, включенной в раздел XI ТН ВЭД ТС, ковры и прочие текстильные напольные покрытия означают напольные покрытия, в которых текстильные материалы служат лицевой поверхностью изделия в процессе его эксплуатации. В пояснениях к группе 57 ТН ВЭД ТС указано, что ковры и ковровые покрытия могут быть пропитаны (например, латексом) или снабжены подложкой из тканых или нетканых полотен, либо из пористой резины или пластмасс.
Учитывая примечание 1 к группе 57 ТН ВЭД ТС, используемые в качестве напольных покрытий многослойные изделия, в которых текстильные материалы служат лицевой поверхностью, должны классифицироваться в группе 57 ТН ВЭД ТС "Ковры и прочие текстильные напольные покрытия", что, в свою очередь, исключает отнесение данных изделий к группе 40 ТН ВЭД ТС. При этом, указанным примечанием не установлено ограничений для классификации по ТН ВЭД ТС ковров и напольных покрытий с верхним слоем из текстильного материала по процентному массовому содержанию каждого слоя в ковре или напольном покрытии.
Согласно заключению эксперта задекларированный ООО "П" товар является напольным покрытием с лицевой текстильной поверхностью, изготовленным из нетканого полотна (волокон из полиэтилентерефталата) с нанесением пористого покрытия на основе стирол-бутадиен-изопренового каучука. Данное описание товара с учетом текста примечания 1 к группе 57 ТН ВЭД ТС является достаточным для отнесения товара к группе 57 ТН ВЭД ТС, в связи с чем, довод заявителя о необходимости определения процентного соотношения нетканного полотна и резинового покрытия для отнесения товара к данной группе ТН ВЭД ТС является необоснованным.
В рамках товарной позиции 5705 00 ТН ВЭД ТС, в которой должен классифицироваться спорный товар по способу изготовления, в зависимости от вида верхнего текстильного слоя ковров и напольных покрытий предусмотрено две подсубпозиции: 5705 00 300 0 ТН ВЭД ТС "из химических текстильных материалов" и 5705 00 800 0 ТН ВЭД ТС "из прочих текстильных материалов".
Согласно примечанию 1 к группе 54 ТН ВЭД ТС во всей Номенклатуре термин "химические волокна" означает волокна и нити из органических полимеров, полученные способом полимеризации органических мономеров для производства полимеров, таких как полиамиды, полиэфиры, полиолефины или полиуретаны, или химической модификацией полимеров, произведенных посредством этого процесса (например, поливиниловый спирт, полученный гидролизом поливинилацетата). Термины "химические", "синтетические" и "искусственные" имеют те же значения применительно к "текстильным материалам".
Из заключения эксперта следует, что лицевая поверхность ковриков изготовлена из текстильных полиэфирных волокон (полиэтиленфталата), являющихся синтетическими. Таким образом, коврики напольные с лицевой поверхностью из нетканого полотна из волокон полиэтиленфталата отнесены таможней в подсубпозицию 5705 00 300 0 ТН ВЭД ТС правомерно.

4. В случае издания нормативного правового акта Российской Федерации, распространяющего свое действие на правоотношения в области таможенного дела, возникшие до его издания, и повлекшего за собой необходимость изменения таких правоотношений, у таможенного органа отсутствуют правовые основания для применения статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и отмены решения нижестоящего таможенного органа, принятого в соответствии с требованиями таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, действующими на момент принятия такого решения.
Решением таможни, на которое в Дальневосточное таможенное управление была подана жалоба, в порядке ведомственного контроля признаны неправомерными и отменены решения таможенного поста об исчислении и уплате таможенных сборов за таможенные операции в отношении товаров, задекларированных 13.01.2012 и 17.01.2012. Основанием для принятия таможней указанного решения послужило издание Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 № 88 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", согласно которому отдельные категории товаров были исключены из перечня облагаемых вывозными таможенными пошлинами товаров и Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 № 795 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" признано утратившим силу. При этом пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 № 88 установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить несоответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.
Согласно положениям Методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, утвержденных распоряжением ФТС России от 12.07.2011 № 118-р, в ходе проведения ведомственного контроля таможенным органом выявляются и устраняются нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, допущенные нижестоящим таможенным органом при принятии решений и совершении действий (бездействия) в области таможенного дела.
Таким образом, при издании нормативного правового акта Российской Федерации в области таможенного дела, распространяющего свое действие на правоотношения в области таможенного дела, возникшие до его издания, и повлекшего за собой необходимость изменения таких правоотношений, у таможенного органа отсутствуют правовые основания для отмены в порядке ведомственного контроля на основании статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" решения нижестоящего таможенного органа, принятого в соответствии с требованиями таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, действующими на момент принятия такого решения.

5. Отзыв таможенной декларации не допускается в случае принятия таможенным органом решения о классификации товара, влекущего доначисление таможенных платежей, до получения обращения декларанта об отзыве.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "А" на действия таможенного поста, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на отзыв декларации на товары, Дальневосточным таможенным управлением установлено следующее.
ООО "А" обратилось с заявлением об отзыве таможенной декларации на товары, в отношении которых таможенным постом были приняты решения о классификации. В результате таможенным органом отказано в выдаче разрешения на отзыв таможенной декларации и принято решение об отказе в выпуске товаров.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 192 Таможенного кодекса Таможенного союза по письменному обращению декларанта зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров. Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.
Согласно положениям, установленным статьей 189 Таможенного кодекса Таможенного союза, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
В отношении товаров, задекларированных ООО "А", до их выпуска таможенным постом были приняты решения о классификации, влекущие увеличение суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. Таким образом, таможенным постом были установлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, образующие состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена положениями части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Учитывая, что данные нарушения были установлены таможенным органом до обращения ООО "А" с заявлением об отзыве декларации на товары, отказ в выдаче разрешения на ее отзыв признан правомерным.

6. Лицо вправе подать таможенную декларацию любому таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации, в связи с чем, отказ таможенного поста в регистрации таможенной декларации по причине нахождения товара вне региона деятельности данного таможенного поста и отсутствия полномочий по регистрации таможенной декларации неправомерен.
Индивидуальный предприниматель Л. обжаловал в Дальневосточное таможенное управление решение таможенного поста об отказе в регистрации таможенной декларации по причине ее подачи таможенному органу, неправомочному регистрировать таможенные декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная декларация подается декларантом таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Частью 1 статьи 205 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что декларация на товары может быть подана любому таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что компетенция таких таможенных органов, как региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты по осуществлению ими конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности указанных таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Приказом ФТС России от 21.05.2012 № 965 "О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации" (зарегистрирован в Минюсте России 19.07.2012 № 24948) установлено, что таможенные посты, за исключением тыловых и указанных в приложении к данному приказу (таможенный пост, принявший обжалуемое решение, не входит в данное приложение), правомочны регистрировать таможенные декларации независимо от таможенной процедуры, целей перемещения товаров, а также от категории лиц, перемещающих товары и подающих таможенную декларацию.
Таким образом, лицо вправе подать таможенную декларацию любому таможенному посту, правомочному регистрировать таможенные декларации в соответствии с вышеуказанным приказом.
Вывод о подаче заявителем таможенной декларации таможенному органу, неправомочному регистрировать таможенные декларации, таможенный пост обосновал ссылкой на приказ ФТС России от 17.04.2012 № 722 "О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов Дальневосточного таможенного управления". Вместе с тем, данным приказом на основании части 3 статьи 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлены местонахождение и регионы деятельности таможенных органов Дальневосточного таможенного управления. Компетенция таможенных органов по осуществлению ими конкретных функций и совершению определенных таможенных операций вышеуказанным приказом не определяется. Полномочия таможенных органов по регистрации таможенных деклараций определены приказом ФТС России от 21.05.2012 № 965 "О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации", согласно которому таможенный пост, чье решение обжаловал индивидуальный предприниматель Л., правомочен регистрировать таможенные декларации.
Учитывая изложенное, а также право декларанта подать таможенную декларацию любому таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации (часть 1 статьи 205 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), решение таможенного поста об отказе в регистрации таможенной декларации, поданной индивидуальным предпринимателем Л., признано неправомерным.

И.о. заместителя начальника управления -
начальника правовой службы
Ю.С.АНДРЕЕВА


------------------------------------------------------------------