Определение Приморского краевого суда от 17.01.2013 N 33-381/13 <Об отмене решения Фокинского городского суда Приморского края от 14.08.2012 и признании недействующим пункта 10 части 1 статьи 2 решения Думы городского округа ЗАТО г. Фокино от 25.02.2010 N 248-МПА "Об утверждении Порядка по созданию, реорганизации, управлению и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений">



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2013 г. № 33-381/13

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации городского округа ЗАТО город Фокино об оспаривании пункта решения Думы городского округа ЗАТО город Фокино № 248-МПА от 25 февраля 2010 года "Об утверждении Порядка по созданию, реорганизации, управлению и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений" по апелляционной жалобе заявителя и апелляционному представлению прокурора на решение Фокинского городского суда Приморского края от 14 августа 2012 года, которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи У., пояснения представителя Администрации городского округа ЗАТО город Фокино О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора С., поддержавшей апелляционное представление и полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

Администрация городского округа ЗАТО город Фокино обратилась в суд с названным заявлением, указав, что пункт 10 части 1 статьи 2 Порядка по созданию, реорганизации, управлению и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, утвержденного решением Думы городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края от 25 февраля 2010 года № 248-МПА, которым установлено требование о согласовании главой Администрации городского округа ЗАТО город Фокино с Думой городского округа ЗАТО город Фокино назначения и увольнения от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений, противоречит нормам действующего трудового законодательства и нормативно-правовым нормам иных федеральных законов РФ. Заявитель считает, что установленная процедура согласования назначения и увольнения лиц, замещающих должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений с представительным органом местного самоуправления нарушает компетенцию администрации городского округа ЗАТО город Фокино в лице главы администрации. Просит установить, что оспариваемый пункт Порядка по созданию, реорганизации, управлению и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений противоречит пункту 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, статьям 5, 81 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и признать его недействующим со дня принятия.
Заявитель в судебном заседании не участвовал, представитель ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие Администрации городского округа ЗАТО город Фокино.
Представитель Думы городского округа ЗАТО город Фокино в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что оспариваемым положением нормативно-правового акта полномочия главы администрации не ограничены, согласование является процедурным моментом в целях реализации Думой полномочий и компетенции как собственника муниципального имущества по управлению и распоряжению муниципальным имуществом. Заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым нормативным актом или его частью прав заявителя. Просил отказать в удовлетворении заявления.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе Администрации городского округа ЗАТО город Фокино, апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения, как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверным толкованием норм материального права, что повлекло вынесение незаконного решения (пункты 1, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что согласование с Думой городского округа назначения и увольнения руководителя муниципального предприятия и учреждения осуществляется в целях реализации полномочий собственника по управлению и распоряжению муниципальным имуществом и не противоречит статьям 5, 81 Трудового кодекса РФ, пункту 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Однако, такие выводы суда основаны на неверном толковании материальных норм и сделаны без разграничения пределов действия административного и трудового законодательства.
Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Статьей 6 ТК РФ определено, что принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров относится к ведению федеральных органов государственной власти. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания перечисленных норм следует, что Трудовой кодекс РФ закрепляет исходные положения правового регулирования труда, подробно разрешая вопросы в сфере труда между работниками и работодателями.
В силу статьи 20 Трудового кодекса РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель, при этом под работодателем понимается физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 25.2 Устава городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края, утвержденного решением муниципального комитета ЗАТО города Фокино № 347 от 28 января 2005 года, назначение на контрактной основе и освобождение от занимаемой должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений отнесено к полномочиям главы администрации городского округа. Таким образом, в качестве работодателя по отношению к руководителям муниципальных предприятий и учреждений Устав называет главу администрации городского округа ЗАТО город Фокино.
При этом процедура согласования главой Администрации назначения и увольнения руководителей с Думой городского округа ЗАТО город Фокино противоречит нормам трудового кодекса, в частности статьям 5, 16, 81 Трудового кодекса РФ, предусматривающим исчерпывающий перечень оснований возникновения трудовых отношений и оснований прекращения трудового договора.
Кроме того, частью 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Указанное положение Федерального закона не было соблюдено при принятии Думой пункта 10 части 1 статьи 2 решения от 25 февраля 2010 года № 248-МПА "Об утверждении "Порядка по созданию, реорганизации, управлению и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений".
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что пункт 10 муниципального правового акта противоречит федеральному законодательству и Уставу городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края, имеющим большую юридическую силу, что согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ является основанием для признания пункта оспариваемого решения Думы незаконным.
Поскольку орган местного самоуправления не представил суду доказательств применения оспариваемой нормы до вынесения судебного решения, судебная коллегия считает возможным признать пункт 10 части 1 статьи 2 решения Думы городского округа ЗАТО город Фокино № 248-МПА от 25 февраля 2010 года "Об утверждении Порядка по созданию, реорганизации, управлению и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений" недействующим со дня его принятия.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фокинского городского суда Приморского края от 14 августа 2012 года отменить, принять новое решение.
Заявление Администрации городского округа ЗАТО город Фокино об оспаривании пункта 10 части 1 статьи 2 решения Думы городского округа ЗАТО г. Фокино № 248-МПА от 25 февраля 2010 года "Об утверждении Порядка по созданию, реорганизации, управлению и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений" удовлетворить.
Признать пункт 10 части 1 статьи 2 решения Думы городского округа ЗАТО город Фокино № 248-МПА от 25 февраля 2010 года "Об утверждении Порядка по созданию, реорганизации, управлению и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений" недействующим со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------