Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 28.01.2013 N 7-5-2013/11 "Об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан"
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. № 7-5-2013/11
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой, в соответствии с поручением прокуратуры Приморского края проведена проверка законности действий должностных лиц Управления Росприроднадзора по Приморскому краю (далее - управления) при разрешении обращения граждан П.С.Ф. и Х.С.Г. по фактам сброса сточных вод в р. Уссури в границах Лесозаводского городского округа.
В ходе проверки установлено, что при рассмотрении указанного обращения должностными лицами управления допущены существенные нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, а также требований.
Так, проведенной проверкой установлено, что 17.10.2012 в управление поступило обращение граждан П.С.Ф. и Х.С.Г. по фактам сброса жидких отходов в р. Уссури. Указанные отходы, со слов заявителей, образованы вследствие проведения работ по заготовке и переплавке лома цветных и черных металлов, с нарушением лицензионного законодательства и нелегальном привлечении иностранной рабочей силы.
В нарушение требований ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и п. 6 Приказа Минприроды России от 17.05.2012 № 134 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги "Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок" должностными лицами управления указанное обращение граждан в части нарушений требований миграционного и лицензионного законодательства в соответствующие контролирующие органы в течение 7 календарных дней не направлено, обращение в полном объеме принято к разрешению в управлении Росприроднадзора по Приморскому краю.
По результатам проведенных рейдовых мероприятий, проведенных 01.11.2012 государственным инспектором управления П.А.В. установлено, что в обращении содержались сведения о деятельности, осуществляемой ООО "М", однако фактов нарушений природоохранного законодательства в ходе проверочных мероприятий не установлено, сведения, содержащиеся в обращении в части сброса жидких отходов производства в р. Уссури не нашли своего подтверждения в ходе осмотра территории.
Учитывая данные выводы и акт осмотра территории от 01.11.2012 № 08 управлением Росприроднадзора по Приморскому краю 07.11.2012 в адрес заявителя П.С.Ф. направлен ответ об отсутствии нарушений природоохранного законодательства по его обращению и о направлении его обращения в части в УФМС по Приморскому краю и лицензионную палату администрации Приморского края для рассмотрения и принятия соответствующих мер.
Ответ заявителю Х.С.Г. не направлялся.
Также 07.11.2012 обращение Х.С.Г. и П.С.Ф. направлены для рассмотрения по существу и принятия мер в соответствии с возложенными полномочиями за исх. № 01-03-16/8745 в адрес врио начальника УФМС по Приморскому краю и за исх. № 01-03-15/8746 в адрес директора департамента лицензирования и торговли Приморского края.
В каждом из сопроводительных писем указано на необходимость извещения управления о принятых по результатам рассмотрения обращения мерах. Указанные сопроводительные письма выполнены отдельными письмами, сведения о направлении данного обращения дополнительно в другие органы в сопроводительных письмах не указаны.
Тем самым, должностными лицами управления приняты меры по оставлению в управлении рассмотрения данного обращения на контроле, тогда как неразрешенными вопросами по данному обращению остались вопросы, не относящиеся к компетенции должностных лиц управления Росприроднадзора по Приморскому краю.
Однако, 06.12.2012 в адрес управления поступил ответ от 29.11.2012 № МС-3-з-П-130 из УФМС по Приморскому краю, в соответствии с которым при рассмотрении данного обращения нарушений миграционного законодательства не установлено.
06.12.2012 в управление Росприроднадзора по Приморскому краю поступил ответ департамента лицензирования и торговли Приморского края от 30.11.2012 за исх. № 61-03-32/2087, указанным департаментом приняты меры по организации проведения внеплановых проверочных мероприятий, а само обращение также направлено для рассмотрения данным департаментом в УФМС по Приморскому краю и Дальневосточное управление Ростехнадзора по Приморскому краю.
При этом, при получении указанных ответов должностными лицами управления в адрес заявителей дополнительных ответов не направлялось.
Таким образом, неверное рассмотрение указанного обращения в управлении Росприроднадзора по Приморскому краю не только повлекло волокиту в его разрешении, но также нарушило права граждан на получение полного и объективного ответа на свое обращение в срок.
Вместе с этим, 20.12.2012 в адрес управления поступило обращение руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора К.А.Ф. за № 15-18/10417, которое также адресовано заявителям Х.С.Г., П.С.Ф., прокурору Приморского края и директору департамента лицензирования Приморского края. Из указанного обращения следует, что вышеназванное обращение граждан ошибочно направлено в адрес Дальневосточного управления Ростехнадзора.
24.01.2013 и.о. руководителя управления Ш.Н.И. на данное обращение дан ответ с исх. № 01-03-17/371, согласно которому ранее поступившее обращение граждан в управлении рассмотрено, факты нарушений природоохранного законодательства, приведенные в обращении не нашли своего подтверждения, о чем уведомлены заявители.
Также в указанном ответе приводятся сведения о направлении данного обращения 07.11.2012 в органы миграционной службы и лицензирования и информация, полученная из указанных органов.
Однако, предоставленная в Дальневосточное управление Ростехнадзора информация содержит дополнительные сведения, в том числе об отказе в согласовании проведения проверки прокуратурой Приморского края департаменту лицензирования и торговли Приморского края проведения внеплановой проверки, а также о полном рассмотрении заявления граждан и отсутствии оснований для направления соответствующего обращения в органы прокуратуры.
Полагаю, что указанные выводы управления ошибочны и не соответствуют требованиям действующего законодательства, что опровергается материалами проверки: ответом управления в адрес С.Ф.П. № 01-03-19/8744 от 07.11.2012, ответом из департамента лицензирования и торговли Приморского края 30.11.2012 за исх. № 61-03-32/2087.
Данные обстоятельства подтверждают нарушение со стороны должностных лиц управления требований ст. ст. 5, 8, 10, 14 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан".
Поскольку указанными нормами закона установлено, что граждане обратившиеся с заявлением вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения; в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Орган, получивший письменное обращение гражданина обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
При этом, государственные органы и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
А по правилам ст. 15 названного федерального закона - лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Также, аналогичные требования содержаться в Приказе Минприроды России от 17.05.2012 № 134 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги "Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок".
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют как о нарушении отдельными должностными лицами управления права гражданина на рассмотрение поданного им обращения и права на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов в установленный законом срок, так и о нарушении требований указанного закона в части своевременного (в течение 7 дней) направления обращения в части рассмотрения вопросов, не относящихся к компетенции управления Росприроднадзора по Приморскому краю в соответствующие органы, обеспечения контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений со стороны руководства управления.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что указанные нарушения не были выявлены и устранены сотрудниками управления самостоятельно, в том числе и при рассмотрении обращения руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора, а стали известны только при проведении проверки органами прокуратуры.
В соответствии с пп. 8.5 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 499 от 29.06.2011 "Об утверждении Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю" - Управление Росприроднадзора по Приморскому краю возглавляет руководитель, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него полномочий, а также принимает решения о дисциплинарном взыскании работников территориального органа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих, и недопущении подобного впредь.
2. Привлечь должностных лиц, виновных в указанных нарушениях действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности.
3. Настоящее представление подлежит безотлагательному рассмотрению, о результатах принятых мер в установленный законом 30-дневный срок должно быть сообщено прокурору в письменной форме. О дате и времени рассмотрения сообщить Приморскому межрайонному природоохранному прокурору.
Приморский межрайонный
природоохранный прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. № 7-5-2013/11
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой, в соответствии с поручением прокуратуры Приморского края проведена проверка законности действий должностных лиц Управления Росприроднадзора по Приморскому краю (далее - управления) при разрешении обращения граждан П.С.Ф. и Х.С.Г. по фактам сброса сточных вод в р. Уссури в границах Лесозаводского городского округа.
В ходе проверки установлено, что при рассмотрении указанного обращения должностными лицами управления допущены существенные нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, а также требований.
Так, проведенной проверкой установлено, что 17.10.2012 в управление поступило обращение граждан П.С.Ф. и Х.С.Г. по фактам сброса жидких отходов в р. Уссури. Указанные отходы, со слов заявителей, образованы вследствие проведения работ по заготовке и переплавке лома цветных и черных металлов, с нарушением лицензионного законодательства и нелегальном привлечении иностранной рабочей силы.
В нарушение требований ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и п. 6 Приказа Минприроды России от 17.05.2012 № 134 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги "Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок" должностными лицами управления указанное обращение граждан в части нарушений требований миграционного и лицензионного законодательства в соответствующие контролирующие органы в течение 7 календарных дней не направлено, обращение в полном объеме принято к разрешению в управлении Росприроднадзора по Приморскому краю.
По результатам проведенных рейдовых мероприятий, проведенных 01.11.2012 государственным инспектором управления П.А.В. установлено, что в обращении содержались сведения о деятельности, осуществляемой ООО "М", однако фактов нарушений природоохранного законодательства в ходе проверочных мероприятий не установлено, сведения, содержащиеся в обращении в части сброса жидких отходов производства в р. Уссури не нашли своего подтверждения в ходе осмотра территории.
Учитывая данные выводы и акт осмотра территории от 01.11.2012 № 08 управлением Росприроднадзора по Приморскому краю 07.11.2012 в адрес заявителя П.С.Ф. направлен ответ об отсутствии нарушений природоохранного законодательства по его обращению и о направлении его обращения в части в УФМС по Приморскому краю и лицензионную палату администрации Приморского края для рассмотрения и принятия соответствующих мер.
Ответ заявителю Х.С.Г. не направлялся.
Также 07.11.2012 обращение Х.С.Г. и П.С.Ф. направлены для рассмотрения по существу и принятия мер в соответствии с возложенными полномочиями за исх. № 01-03-16/8745 в адрес врио начальника УФМС по Приморскому краю и за исх. № 01-03-15/8746 в адрес директора департамента лицензирования и торговли Приморского края.
В каждом из сопроводительных писем указано на необходимость извещения управления о принятых по результатам рассмотрения обращения мерах. Указанные сопроводительные письма выполнены отдельными письмами, сведения о направлении данного обращения дополнительно в другие органы в сопроводительных письмах не указаны.
Тем самым, должностными лицами управления приняты меры по оставлению в управлении рассмотрения данного обращения на контроле, тогда как неразрешенными вопросами по данному обращению остались вопросы, не относящиеся к компетенции должностных лиц управления Росприроднадзора по Приморскому краю.
Однако, 06.12.2012 в адрес управления поступил ответ от 29.11.2012 № МС-3-з-П-130 из УФМС по Приморскому краю, в соответствии с которым при рассмотрении данного обращения нарушений миграционного законодательства не установлено.
06.12.2012 в управление Росприроднадзора по Приморскому краю поступил ответ департамента лицензирования и торговли Приморского края от 30.11.2012 за исх. № 61-03-32/2087, указанным департаментом приняты меры по организации проведения внеплановых проверочных мероприятий, а само обращение также направлено для рассмотрения данным департаментом в УФМС по Приморскому краю и Дальневосточное управление Ростехнадзора по Приморскому краю.
При этом, при получении указанных ответов должностными лицами управления в адрес заявителей дополнительных ответов не направлялось.
Таким образом, неверное рассмотрение указанного обращения в управлении Росприроднадзора по Приморскому краю не только повлекло волокиту в его разрешении, но также нарушило права граждан на получение полного и объективного ответа на свое обращение в срок.
Вместе с этим, 20.12.2012 в адрес управления поступило обращение руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора К.А.Ф. за № 15-18/10417, которое также адресовано заявителям Х.С.Г., П.С.Ф., прокурору Приморского края и директору департамента лицензирования Приморского края. Из указанного обращения следует, что вышеназванное обращение граждан ошибочно направлено в адрес Дальневосточного управления Ростехнадзора.
24.01.2013 и.о. руководителя управления Ш.Н.И. на данное обращение дан ответ с исх. № 01-03-17/371, согласно которому ранее поступившее обращение граждан в управлении рассмотрено, факты нарушений природоохранного законодательства, приведенные в обращении не нашли своего подтверждения, о чем уведомлены заявители.
Также в указанном ответе приводятся сведения о направлении данного обращения 07.11.2012 в органы миграционной службы и лицензирования и информация, полученная из указанных органов.
Однако, предоставленная в Дальневосточное управление Ростехнадзора информация содержит дополнительные сведения, в том числе об отказе в согласовании проведения проверки прокуратурой Приморского края департаменту лицензирования и торговли Приморского края проведения внеплановой проверки, а также о полном рассмотрении заявления граждан и отсутствии оснований для направления соответствующего обращения в органы прокуратуры.
Полагаю, что указанные выводы управления ошибочны и не соответствуют требованиям действующего законодательства, что опровергается материалами проверки: ответом управления в адрес С.Ф.П. № 01-03-19/8744 от 07.11.2012, ответом из департамента лицензирования и торговли Приморского края 30.11.2012 за исх. № 61-03-32/2087.
Данные обстоятельства подтверждают нарушение со стороны должностных лиц управления требований ст. ст. 5, 8, 10, 14 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан".
Поскольку указанными нормами закона установлено, что граждане обратившиеся с заявлением вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения; в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Орган, получивший письменное обращение гражданина обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
При этом, государственные органы и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
А по правилам ст. 15 названного федерального закона - лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Также, аналогичные требования содержаться в Приказе Минприроды России от 17.05.2012 № 134 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги "Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок".
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют как о нарушении отдельными должностными лицами управления права гражданина на рассмотрение поданного им обращения и права на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов в установленный законом срок, так и о нарушении требований указанного закона в части своевременного (в течение 7 дней) направления обращения в части рассмотрения вопросов, не относящихся к компетенции управления Росприроднадзора по Приморскому краю в соответствующие органы, обеспечения контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений со стороны руководства управления.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что указанные нарушения не были выявлены и устранены сотрудниками управления самостоятельно, в том числе и при рассмотрении обращения руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора, а стали известны только при проведении проверки органами прокуратуры.
В соответствии с пп. 8.5 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 499 от 29.06.2011 "Об утверждении Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю" - Управление Росприроднадзора по Приморскому краю возглавляет руководитель, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него полномочий, а также принимает решения о дисциплинарном взыскании работников территориального органа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих, и недопущении подобного впредь.
2. Привлечь должностных лиц, виновных в указанных нарушениях действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности.
3. Настоящее представление подлежит безотлагательному рассмотрению, о результатах принятых мер в установленный законом 30-дневный срок должно быть сообщено прокурору в письменной форме. О дате и времени рассмотрения сообщить Приморскому межрайонному природоохранному прокурору.
Приморский межрайонный
природоохранный прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------