Решение Яковлевского районного суда Приморского края от 25.02.2013 N 2-42/2013 <О признании недействующим абзаца 4 пункта 3.2 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Яковлевского муниципального района Приморского края, утв. постановлением администрации Яковлевского муниципального района от 11.03.2012 N 129-НПА>



ЯКОВЛЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2013 г. № 2-42/2013

(извлечение)

Яковлевский районный суд Приморского края
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Яковлевского района, в порядке ст. 251 ГПК РФ, о признании противоречащим закону абзаца 4 пункта 3.2 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Яковлевского муниципального района Приморского края, утвержденного постановлением администрации Яковлевского муниципального района от 11.03.2012 № 129-НПА,

установил:

Прокурор Яковлевского района обратился в Яковлевский районный суд с заявлением, в порядке ст. 251 ГПК РФ, о признании противоречащим закону абзаца 4 пункта 3.2 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Яковлевского муниципального района Приморского края, утвержденного постановлением администрации Яковлевского муниципального района от 11.03.2012 № 129-НПА, указав, в обоснование своих доводов, что постановлением администрации Яковлевского муниципального района 11.03.2012 № 129-НПА утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Яковлевского муниципального района Приморского края (далее - Положение), которое было опубликовано в газете "Сельский труженик" № 20 (9186) от 30.03.2012.
Прокуратурой района в ходе осуществления надзора за соблюдением законов установлено, что абзац 4 п. 3.2 Положения противоречит Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Так, согласно указанной нормы Положения основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Между тем, использование земель на территории Яковлевского муниципального района, составляющее предмет муниципального земельного контроля, не является видом предпринимательской деятельности, предусмотренным Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584, и, соответственно, не требует представления уведомлений о начале его осуществления.
В связи с этим изложенное в абзаце 4 пункте 3.2 Положения обстоятельство не может служить основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок администрации Яковлевского муниципального района.
В соответствии с Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не являются уполномоченными органами, осуществляющими прием и учет уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
В связи с этим истечение 3-х лет со дня начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления, не может служить основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок для осуществления муниципального земельного контроля.
На противоречащий закону нормативный акт прокурором района главе Яковлевского муниципального района 24.12.2012 принесен протест. Однако требования прокурора о приведении нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством остались без удовлетворения.
Несоответствие данного нормативного правового акта Федеральному законодательству являются недопустимым, поскольку нарушает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, постановление администрации Яковлевского муниципального района № 129 "Об утверждении положения "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Яковлевского муниципального района Приморского края" от 11.03.2012 подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 251 ГПК РФ, ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", просит признать абзац 4 пункта 3.2 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Яковлевского муниципального района Приморского края, утвержденного постановлением администрации Яковлевского муниципального района от 11.03.2012 № 129-НПА, противоречащим закону и недействующим с момента принятия.
В судебном заседании помощник прокурора Яковлевского района П.Е.Н. заявление поддержала по изложенным в нем доводам, просила признать абзац 4 пункта 3.2 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Яковлевского муниципального района Приморского края, утвержденного постановлением администрации Яковлевского муниципального района от 11.03.2012 № 129-НПА, противоречащим закону и недействующим с момента принятия.
Представитель администрации Яковлевского муниципального района Ф.С.В. в судебном заседании с заявлением прокурора согласился, показав, что администрация Яковлевского муниципального района не имеет каких-либо возражений относительно заявления.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора Яковлевского района законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Постановлением администрации Яковлевского муниципального района от 11.03.2012 № 129-НПА было утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Яковлевского муниципального района Приморского края, которое было опубликовано в газете "Сельский труженик" № 20 (9186) от 30.03.2012.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3.2 названного Положения основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности - документ, который представляется зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти и посредством которого такое юридическое лицо, такой индивидуальный предприниматель сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.
Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе видов деятельности, указанных в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, который не содержит вида предпринимательской деятельности, связанной с использованием земель.
На основании ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.
Вследствие установленных обстоятельств, суд находит обоснованными доводы прокурора, что содержащееся в Положении о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Яковлевского муниципального района Приморского края такое основание для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, как истечение трех лет со дня начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, противоречит Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку перечень работ и услуг в составе видов деятельности, указанных в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, не содержит вида предпринимательской деятельности, связанной с использованием земель.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать абзац 4 пункта 3.2 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Яковлевского муниципального района Приморского края, утвержденного постановлением администрации Яковлевского муниципального района от 11.03.2012 № 129-НПА, противоречащим закону и недействующим с момента принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы, представления через Яковлевский районный суд.


------------------------------------------------------------------