Протест прокурора Приморского края от 13.03.2013 N 7/3-3-2013 "На постановление Губернатора Приморского края от 24.04.1998 N 196 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Приморском крае и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Приморском крае" "
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 13 марта 2013 г. № 7/3-3-2013
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОТ 24.04.1998 № 196 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОХРАНЫ
ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ И
ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ НА
МАЛОМЕРНЫХ СУДАХ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ" (В РЕДАКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОТ 12.02.2013 № 21-ПГ)
Постановлением Губернатора Приморского края от 24.04.1998 № 196 утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Приморском крае (далее - Правила).
Пункты 2.2 и 4.6 Правил противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" закреплено, что руководство работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контроль за их деятельностью, распределение функций между федеральными органами исполнительной власти, утверждение положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, установление порядка создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Положение).
Пунктами 2 и 3 Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также Положением.
Таким образом, в силу указанных положений регламентирование прав и обязанностей (функций) для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется на основании федерального законодательства.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 данного Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.
Однако участие субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий Российской Федерации по регламентированию прав и обязанностей (функций) территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федеральными законами не предусмотрено.
Вместе с тем, в нарушение статьи 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ, статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, пунктов 2 и 3 Положения пунктом 2.2 Правил незаконно установлены обязанности (функции) для территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Так, в нарушение указанных требований пунктом 2.2 Правил установлено, что до начала купального сезона каждый пляж осматривается управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (с выдачей письменного заключения о санитарном состоянии территории пляжа и пригодности поверхностных вод для купания).
В соответствии со статьей 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации законодательство в области внутреннего водного транспорта состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно или через его территориальные органы или находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
Согласно части 2 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.
Изложенное свидетельствует о том, что Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации не предоставляет субъектам Российской Федерации права принимать нормативные правовые акты в области внутреннего водного транспорта.
Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливаются техническими регламентами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 (далее - Регламент), к объектам внутреннего водного транспорта относятся, в том числе, наплавные мосты на внутренних водных путях.
Согласно пункту 3 Регламента он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 114 Регламента коллективные (открытые, частично и полностью закрытые, свободнопадающие спасательные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты, дежурные шлюпки) и индивидуальные спасательные средства (спасательные круги, жилеты, гидротермокостюмы и защитные костюмы) определяются в соответствии с нормами, установленными органом классификации в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация судна, типа и размеров судна.
Органом классификации судов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.1994 № 780 и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.11.2011 № ИЛ-126-р является федеральное автономное учреждение "Российский Речной Регистр".
Следовательно, определение количества индивидуальных и коллективных спасательных средств, в том числе на наплавных мостах, в силу пункта 114 Регламента относится к исключительной компетенции органа классификации судов.
В нарушение статьи 2, частей 1 и 2 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", пунктов 3 и 114 Регламента, пунктом 4.6 Правил установлены нормы обеспеченности наплавных мостов спасательными кругами из расчета 1 круг на 5 метров моста с каждой его стороны.
В силу положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Рассмотреть настоящий протест не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления.
2. Привести в соответствие с федеральным законодательством пункты 2.2 и 4.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Приморском крае, утвержденных постановлением Губернатора Приморского края от 24.04.1998 № 196 (в редакции постановления Губернатора Приморского края от 12.02.2013 № 21-пг).
3. О месте и времени рассмотрения протеста уведомить прокуратуру Приморского края для обеспечения участия в его рассмотрении.
4. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру Приморского края в письменной форме.
Прокурор края,
государственный советник
юстиции 2 класса
Ю.П.ХОХЛОВ
------------------------------------------------------------------
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 13 марта 2013 г. № 7/3-3-2013
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОТ 24.04.1998 № 196 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОХРАНЫ
ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ И
ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ НА
МАЛОМЕРНЫХ СУДАХ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ" (В РЕДАКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ОТ 12.02.2013 № 21-ПГ)
Постановлением Губернатора Приморского края от 24.04.1998 № 196 утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Приморском крае (далее - Правила).
Пункты 2.2 и 4.6 Правил противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" закреплено, что руководство работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контроль за их деятельностью, распределение функций между федеральными органами исполнительной власти, утверждение положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, установление порядка создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Положение).
Пунктами 2 и 3 Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также Положением.
Таким образом, в силу указанных положений регламентирование прав и обязанностей (функций) для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется на основании федерального законодательства.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 данного Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.
Однако участие субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий Российской Федерации по регламентированию прав и обязанностей (функций) территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федеральными законами не предусмотрено.
Вместе с тем, в нарушение статьи 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ, статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, пунктов 2 и 3 Положения пунктом 2.2 Правил незаконно установлены обязанности (функции) для территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Так, в нарушение указанных требований пунктом 2.2 Правил установлено, что до начала купального сезона каждый пляж осматривается управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (с выдачей письменного заключения о санитарном состоянии территории пляжа и пригодности поверхностных вод для купания).
В соответствии со статьей 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации законодательство в области внутреннего водного транспорта состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно или через его территориальные органы или находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
Согласно части 2 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.
Изложенное свидетельствует о том, что Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации не предоставляет субъектам Российской Федерации права принимать нормативные правовые акты в области внутреннего водного транспорта.
Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливаются техническими регламентами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 (далее - Регламент), к объектам внутреннего водного транспорта относятся, в том числе, наплавные мосты на внутренних водных путях.
Согласно пункту 3 Регламента он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 114 Регламента коллективные (открытые, частично и полностью закрытые, свободнопадающие спасательные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты, дежурные шлюпки) и индивидуальные спасательные средства (спасательные круги, жилеты, гидротермокостюмы и защитные костюмы) определяются в соответствии с нормами, установленными органом классификации в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация судна, типа и размеров судна.
Органом классификации судов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.1994 № 780 и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.11.2011 № ИЛ-126-р является федеральное автономное учреждение "Российский Речной Регистр".
Следовательно, определение количества индивидуальных и коллективных спасательных средств, в том числе на наплавных мостах, в силу пункта 114 Регламента относится к исключительной компетенции органа классификации судов.
В нарушение статьи 2, частей 1 и 2 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", пунктов 3 и 114 Регламента, пунктом 4.6 Правил установлены нормы обеспеченности наплавных мостов спасательными кругами из расчета 1 круг на 5 метров моста с каждой его стороны.
В силу положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Рассмотреть настоящий протест не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления.
2. Привести в соответствие с федеральным законодательством пункты 2.2 и 4.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Приморском крае, утвержденных постановлением Губернатора Приморского края от 24.04.1998 № 196 (в редакции постановления Губернатора Приморского края от 12.02.2013 № 21-пг).
3. О месте и времени рассмотрения протеста уведомить прокуратуру Приморского края для обеспечения участия в его рассмотрении.
4. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру Приморского края в письменной форме.
Прокурор края,
государственный советник
юстиции 2 класса
Ю.П.ХОХЛОВ
------------------------------------------------------------------