Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 14.03.2013 N 7-5-2013/42 "Об устранении нарушений законодательства о недрах"
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. № 7-5-2013/42
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности деятельности крестьянского хозяйства "К" при осуществлении строительства прудового рыбоводного хозяйства на территории арендованного земельного участка, расположенного вблизи с. Новоникольск в Уссурийском районе Приморского края.
Согласно договору аренды земли сельскохозяйственного назначения от 26.01.2012 крестьянскому хозяйству "К" передан в долгосрочную аренду (49 лет) земельный участок (кадастровый № 25:18:01 55 02:0803) площадью 17,7 га для использования в сельскохозяйственных целях - проектирования и строительства прудового рыбоводного хозяйства.
При этом указанную деятельность КХ "К" осуществляет с нарушением требований природоохранного законодательства.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности; приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды юридических лиц; сохранения биологического разнообразия и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 34 указанного федерального закона проектирование и строительство сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе для своих нужд на глубину до пяти метров.
В нарушение вышеуказанных требований закона, КХ "К" осуществляется реализация и отчуждение грунта, изъятого при строительстве пруда под рыборазведение. Так, в соответствии с актом выполненных работ от 04.03.2013 (по договору на оказание услуг грузовых машин (самосвалов) от 11.02.2013) в качестве компенсации за оказанные услуги по предоставлению грузовых машин (самосвалов) КХ "К" только в феврале 2013 года отпустил для нужд ООО "Компания "А" грунт песко-гравийной смеси в объеме 300 куб. м.
Аналогичные нарушения допущены крестьянским хозяйством при реализации песко-гравийной смеси в объеме 1024 куб. м для нужд ОАО "П" филиал "Уссурийский" (договор на поставку песко-гравийной смеси № 02-01/2013-4/13 от 18.01.2013).
Статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена, в том числе дисциплинарная ответственность.
Полагаю, что допущенные нарушения стали возможными в связи с недостаточным знанием действующего законодательства участниками крестьянского хозяйства "К".
Вместе с тем, по правилам, закрепленным ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение загрязнения, захламления, нарушения земель и других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Использование земельного участка с нарушением установленных требований создает угрозу существенного истощения не только почвы, но и всей окружающей среды (как совокупности компонентов природной среды), тем самым нарушаются как интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, так и право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 6, 7, 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства о недрах, причин и условий им способствующих.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности участников крестьянского хозяйства "К", виновных в допущенных нарушениях закона.
3. О дате, времени и месте рассмотрения представления сообщить в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру для принятия участия.
4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Приморский межрайонный
природоохранный прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. № 7-5-2013/42
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности деятельности крестьянского хозяйства "К" при осуществлении строительства прудового рыбоводного хозяйства на территории арендованного земельного участка, расположенного вблизи с. Новоникольск в Уссурийском районе Приморского края.
Согласно договору аренды земли сельскохозяйственного назначения от 26.01.2012 крестьянскому хозяйству "К" передан в долгосрочную аренду (49 лет) земельный участок (кадастровый № 25:18:01 55 02:0803) площадью 17,7 га для использования в сельскохозяйственных целях - проектирования и строительства прудового рыбоводного хозяйства.
При этом указанную деятельность КХ "К" осуществляет с нарушением требований природоохранного законодательства.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности; приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды юридических лиц; сохранения биологического разнообразия и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 34 указанного федерального закона проектирование и строительство сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе для своих нужд на глубину до пяти метров.
В нарушение вышеуказанных требований закона, КХ "К" осуществляется реализация и отчуждение грунта, изъятого при строительстве пруда под рыборазведение. Так, в соответствии с актом выполненных работ от 04.03.2013 (по договору на оказание услуг грузовых машин (самосвалов) от 11.02.2013) в качестве компенсации за оказанные услуги по предоставлению грузовых машин (самосвалов) КХ "К" только в феврале 2013 года отпустил для нужд ООО "Компания "А" грунт песко-гравийной смеси в объеме 300 куб. м.
Аналогичные нарушения допущены крестьянским хозяйством при реализации песко-гравийной смеси в объеме 1024 куб. м для нужд ОАО "П" филиал "Уссурийский" (договор на поставку песко-гравийной смеси № 02-01/2013-4/13 от 18.01.2013).
Статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена, в том числе дисциплинарная ответственность.
Полагаю, что допущенные нарушения стали возможными в связи с недостаточным знанием действующего законодательства участниками крестьянского хозяйства "К".
Вместе с тем, по правилам, закрепленным ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение загрязнения, захламления, нарушения земель и других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Использование земельного участка с нарушением установленных требований создает угрозу существенного истощения не только почвы, но и всей окружающей среды (как совокупности компонентов природной среды), тем самым нарушаются как интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, так и право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 6, 7, 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства о недрах, причин и условий им способствующих.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности участников крестьянского хозяйства "К", виновных в допущенных нарушениях закона.
3. О дате, времени и месте рассмотрения представления сообщить в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру для принятия участия.
4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Приморский межрайонный
природоохранный прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------