Обзор Дальневосточного таможенного управления ФТС от 15.03.2013 N 16-01-17/4359 "Обзор вопросов, рассмотренных ДВТУ и подчиненными таможенными органами при предоставлении государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов"



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР
от 15 марта 2013 г. № 16-01-17/4359

ОБЗОР ВОПРОСОВ, РАССМОТРЕННЫХ
ДВТУ И ПОДЧИНЕННЫМИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
ПО ВОПРОСАМ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ИНЫМ ВОПРОСАМ, ВХОДЯЩИМ
В КОМПЕТЕНЦИЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

ДВТУ и подчиненными таможенными органами за 11 месяцев 2012 года было предоставлено 1020 государственных услуг по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (далее - государственная услуга, консультирование по вопросам таможенного дела), утвержденным приказом ФТС России от 09.06.2012 № 1128.


№ Наименование Количество должностных Количество
п/п таможенного лиц правовых предоставленных
органа подразделений, консультаций
уполномоченных на
предоставление устных письменных
государственной услуги

1 ДВТУ 4 55 42

2 Биробиджанская 2 10 6

3 Благовещенская 4 23 22

4 Ванинская 3 43 8

5 Владивостокская 8 12 22

6 Камчатская 6 56 16

7 Магаданская 4 63 13

8 Находкинская 6 3 17

9 Сахалинская 6 88 30

10 Уссурийская 5 73 8

11 Хабаровская 6 208 31

12 Хасанская 3 - 7

13 Чукотская 2 7 5

14 Якутская 3 152 -


В ходе проведенного анализа установлено, что наиболее часто за предоставлением государственной услуги обращались по вопросам, связанным с:
- перемещением физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования и наличных денежных средств;
- порядком исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, а также утилизационного сбора;
- перемещением товаров в международных почтовых отправлениях;
- соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;
- порядком таможенного декларирования припасов.
Рассмотрим некоторые подготовленные в рамках оказания услуги ответы.
В связи со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 № 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" (далее - Постановление № 870) в таможенные органы региона поступали запросы, связанные с применением положений об утилизационном сборе.

Порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) требуется уплата утилизационного сбора, а также порядок исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм утилизационного сбора, определен Правилами взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора (далее по тексту - Правила), утвержденными Постановлением № 870.
В соответствии с пунктом 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением № 870. Расчет размера утилизационного сбора осуществляется согласно приложению № 1 к Правилам (пункт 7 Правил).
После оплаты утилизационного сбора, одновременно с платежными документами плательщик предоставляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется) документы, подтверждающие правильность расчета утилизационного сбора, поименованные в пункте 8 Правил (заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора, копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).
Таможенный орган, в свою очередь, проверяет правильность исчисления утилизационного сбора и его поступление по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства. После указанной проверки таможенный орган проставляет в бланке паспорта отметку об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ для последующей выдачи паспорта транспортного средства в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 11 Правил таможенный орган выдает плательщику утилизационного сбора таможенный приходной ордер (далее по тексту - ТПО), который заполняется в соответствии с порядком, определяемом ФТС России.
В настоящее время ТПО заполняется в соответствии с Порядком заполнения и применения ТПО, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 288, и Инструкцией о порядке заполнения ТПО и уплаты платежей с его применением, утвержденной приказом ГТК России от 14.05.1997 № 265. При этом ТПО для уплаты утилизационного сбора оформляется отдельно на каждое транспортное средство для того, чтобы исключить необходимость аннулирования всех паспортов транспортных средств, на которые сделана ссылка в ТПО, подлежащих аннулированию при обнаружении каких-либо технических ошибок, влияющих на размер утилизационного сбора (например, объем двигателя, масса), так как после фактической оплаты денежных средств внесение изменений в ТПО, влияющих на основу, начисления не допускается.
Порядок возврата уплаченного утилизационного сбора определяется разделом III Правил. Так, согласно пунктам 13, 14 Правил в случае уплаты утилизационного сбора в размере, превышающем сумму, подлежащую уплате, а также ошибочной уплаты утилизационного сбора, такой излишне уплаченный утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) на основании Заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств с приложением документов, перечень которых установлен разделом III Правил. Форма Заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств определена приложением № 2 к Правилам.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ определен перечень случаев освобождения от уплаты утилизационного сбора. В частности, утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.
Правила принятия организациями-изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств (далее по тексту - Правила для организаций-изготовителей), утверждены Постановлением № 870.
Организация-изготовитель подлежит включению в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств (далее по тексту - Реестр), на основании заявления, представляемого в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее по тексту - Заявление). Требования к Заявлению и перечень прилагаемых к нему документов определены пунктами 6 - 8 Правил для организаций-изготовителей.
По результатам рассмотрения Заявления и представленных документов, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации принимает решение о включении или об отказе во включении организации изготовителя в Реестр. Решение оформляется в письменном виде и доводится до сведения заявителя в течение 3 дней со дня принятия (пункты 9 - 12 Правил для организаций-изготовителей).
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет опубликование Реестра на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по установленной форме (пункт 13 Правил для организаций-изготовителей).
О перемещении товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях (далее - МПО) либо иным способом.
В силу статьи 352 ТК ТС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 ТК ТС, а в части, не урегулированной главой 49 ТК ТС, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.
Пунктом 3 статьи 352 ТК ТС установлено, что критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:
- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением;
- характера и количества товаров;
- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
При этом товары, указанные в Приложении 1 к Соглашению, независимо от перечисленных критериев не относятся к товарам для личного пользования.
Таким образом, таможенный орган определяет предназначение товаров с учетом указанных выше критериев в каждом конкретном случае индивидуально.

2. В случае, когда товары, перемещаемые в МПО, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Соглашения отнесены таможенным органом к товарам для личного пользования, таможенные пошлины, налоги исчисляются с учетом следующих особенностей.
Согласно пункту 16 Приложения 3 к Соглашению таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования (за исключением неделимых товаров), пересылаемых в МПО в течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, находящимся на таможенной территории Таможенного союза, при условии, что таможенная стоимость товаров не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и общий вес не превышает 31 килограмма. В случае превышения указанных ограничений в отношении товаров для личного пользования (за исключением неделимых товаров), пересылаемых в МПО, в части такого превышения подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единой ставке в размере 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса (пункт 8 Приложения 5 к Соглашению).
Если используемые в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения критерии отнесения товаров к товарам для личного пользования не позволяют отнести товар, пересылаемый в МПО в адрес физического лица, к товарам для личного пользования, положения Соглашения не применяются (пункт 3 статьи 3 Соглашения).
В таком случае, в соответствии с пунктом 3 статьи 316 ТК ТС таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, установленных ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Исключение составляют случаи, установленные подпунктом 2 пункта 3 статьи 80 ТК ТС, согласно которому, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

3. Согласно статьи 314 ТК ТС таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производятся таможенным органом в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом. Места (учреждения) международного почтового обмена определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
О лицензировании алкогольной продукции.
Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 747 "О внесении изменений в нормативно-правовые акты Таможенного союза в сфере нетарифного регулирования в отношении этилового спирта и алкогольной продукции" раздел 2.18 "Этиловый спирт и алкогольная продукция, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при импорте" исключен из Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Раздел 2.18 Перечня), утвержденного Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года № 19 (далее - Решение № 19).
Более того, со вступлением в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" (далее - Решение № 134) Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный Решением № 19, не применяется (пункт 5 Решения № 134).
В настоящее время действует Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный Решением № 134.
Продукция, ранее содержавшаяся в Разделе 2.18 Перечня, значится в пункте 2 раздела 2.26 "Товары, при экспорте или импорте которых установлено исключительное право" Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением № 134. Согласно пояснениям к данному разделу, исключительное право применяется в отношении товаров, происходящих из третьих стран и импортируемых в Республику Беларусь. Порядок применения исключительного права определяется согласно законодательству Республики Беларусь.
В заключении обращаем внимание на то, что согласно положениям абзаца 2 пункта 16 Административного регламента по предоставлению государственной услуги, утвержденного приказом ФТС России от 09.06.2012 № 1128, результатом предоставления государственной услуги является получение лицом точной информации о применении правовых актов в области таможенного дела по конкретным таможенным правоотношениям. Таким образом, таможенные органы при получении запроса о предоставлении государственной услуги могут оказать помощь в конкретной ситуации путем указания на то, какие правовые акты (правовые нормы) в области таможенного дела применимы в том или ином таможенном правоотношении и не вправе искажать положения нормативных и иных правовых актов, рекомендовать лицу совершить определенные действия, а также давать правовую оценку любых обстоятельств и событий, в том числе решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц.


------------------------------------------------------------------