Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 15.03.2013 N 7-5-2013/47 "Об устранении нарушений требований действующего законодательства в сфере лесных отношений"
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 15 марта 2013 г. № 7-5-2013/47
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п. 6 плана работы прокуратуры Приморского края на 1 полугодие 2013 года, разделом 1 Плана декриминализации основных отраслей экономики Дальнего Востока на 2011 - 2013 годы проведена проверка в сфере лесопользования.
В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства в деятельности департамента лесного хозяйства Приморского края (в 2012 году - управления лесным хозяйством Приморского края).
По-прежнему допускаются нарушения закона и подзаконных нормативных правовых актов при ведении государственного лесного реестра.
В силу ч. 1 ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ в государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса.
Согласно ч. 2.1 ст. 91 Лесного кодекса РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подп. "р" п. 10.7 Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 № 66-па (действующего в проверяемый период, утратило силу с 01.01.2013), управление лесным хозяйством Приморского края за счет субвенций из федерального бюджета: осуществляет полномочие по обеспечению ведения государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах Приморского края. Аналогичное полномочие закреплено в действующем в настоящее время Положении о департаменте лесного хозяйства Приморского края, утвержденном Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 373-па.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе достоверности информации и своевременность ее предоставления.
В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.
Вместе с этим, в ходе настоящей проверки установлено, что информация, находящаяся в государственном лесном реестре об общей площади лесов на территории Владивостокского городского округа не соответствует действительности в части площади земель населенных пунктов, на которых расположены леса.
Как следует из объяснения начальника отдела использования и воспроизводства лесов департамента лесного хозяйства Приморского края Б.В.М. от 13.03.2013, ведение государственного лесного реестра понимается как сбор информации, которая предоставляется, администрация города Владивостока информации о лесах не предоставляла, в другие государственные и муниципальные органы с запросами по составу земель и наличии лесов на территории Владивостокского городского округа не обращались, так как считали, что информация достоверная.
Таким образом, в нарушение указанных норм закона Приморсклесхозом не была обеспечена надлежащая достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, что недопустимо.
По-прежнему допускаются нарушения действующего законодательства при проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов.
В нарушение п. 4 ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 104 Лесного кодекса РФ, ч. ч. 6, 8 ст. 6, ч. ч. 15 - 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, п. 31 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 14.12.2010 № 485, п. 10 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, допускаются факты утверждения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов в отсутствие в названном проекте данных о проектируемых видах и объемах мероприятий по охране водных объектов; ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов и их пространственное размещение (тематической лесной карты). При этом, как следует из таксационного описания, лесной участок находится в нерестоохранных полосах лесов; из прилагаемой к договору схемы расположения и границ лесного участка лесной участок находится в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта.
В связи с указанными нарушениями природоохранным прокурором принесено 8 протестов на приказы Приморсклесхоза об утверждении заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов.
По-прежнему допускаются нарушения действующего законодательства при осуществлению государственного лесного надзора.
В силу ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках переданных полномочий РФ по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В нарушение указанной нормы закона Приморсклесхозом допускается издание приказов о проведении внеплановой проверки выполнения предписаний органов государственного контроля (надзора) не по истечении установленного в предписании срока, а заблаговременно, т.е. в отсутствие правовых оснований.
Так, по результатам выездной внеплановой комиссии которой составлен акт проверки № 2/08-14/2013 от 30.01.2013, проведена в соответствии с приказом Приморсклесхоза от 10.01.2013 для контроля исполнения предписания, срок исполнения по которому не истек (12.01.2013).
Аналогичные нарушения закона допущены при проведении внеплановых проверок в отношении: ООО "Л" (акт № 16 08-09 от 12.12.2012 проведена во исполнение приказа Приморсклесхоза от 19.11.2012, срок предписания истек только 26.11.2012); ООО "К" (срок исполнения предписания - 28.01.2013, приказ о проведении проверки издан 17.12.2012) и других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 14 названного Федерального закона в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), указываются, в том числе: сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
В соответствии с п. 5 ст. 2 названного Федерального закона мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Указанные нормы действующего законодательства нарушены Приморсклесхозом при проведении всех проверок в исследуемом периоде (изучены материалы 18 проверок): в приказах о проведении проверок не указаны: сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки (в соответствии с нормативным определением понятия "мероприятие по контролю"); перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Более этого, документы для обеспечения целей и задач проверок необоснованно запрашиваются Приморсклесхозом в письмах к подлежащим проверке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Требования закона об указании соответствующей информации закреплены также в Типовой форме распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, Типовой форме акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, в указанной части Приморсклесхозом не соблюдаются также Типовые формы документов проводимых проверок.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В нарушение указанных норм действующего законодательства акт проверки от 12.12.2012 № 27/08-14/2012 не подписан всеми лицами, указанными в приказе о проведении проверки и принимавшими участие в проверке.
В нарушение п. 1 ч. 2 ст. 16 названного Федерального закона в актах проверок № 11 08-09 от 03.12.2012, № 12 08-09 от 05.12.2012, № 15 08-09 от 11.12.2012, № 01-11-03/13 от 28.02.2013 не указано время составления акта проверки.
В нарушение п. 6 ч. 2 ст. 16 названного Федерального закона в акте проверки № 02 08-09 от 19.02.2013 не указано место проведения проверки.
В ходе прокурорской проверки выявлены многочисленные нарушения закона в ходе производства по делам об административных правонарушениях.
По-прежнему, грубо нарушаются предусмотренные ст. 29.6 КоАП РФ сроки производства по делам об административных правонарушениях:
Так, большая часть изученных дел об административных правонарушениях рассмотрена в срок, существенно превышающий нормативный, что недопустимо, поскольку противоречит целям административного наказания - предупреждению совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Системное нарушение сроков производства по делам об административных правонарушениях привело к выявлению заведомо незаконных постановлений по делам об административных правонарушениях, в нарушение ч. 1 ст. 4.5, 29.1 КоАП РФ, вынесенных Приморсклесхозом по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В связи с указанным нарушением закона природоохранным прокурором принесены протесты на постановления о назначении административного наказания № 89-02/2012л от 14.02.2013, № 87-02/2012л от 14.02.2013, № 76-02/2012л от 24.12.2012, № 77-02/2012л от 24.12.2012.
В нарушение ч. 2 ст. 28.2, ст. 29.1, ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, в противоречие п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5, при производстве по делу об административном правонарушении не выясняется время совершения административного правонарушения.
Указанные нарушения закона отмечены в протестах на постановления о назначении административного наказания № 89-02/2012л от 14.02.2013, № 87-02/2012л от 14.02.2013, № 76-02/2012л от 24.12.2012, № 77-02/2012л от 24.12.2012, № 191-02/2012 от 28.01.2013, № 74-02/2012л от 24.12.2012.
Аналогичные нарушения закона выявлены в постановлениях о назначении административного наказания от 06.02.2013 N№ 35-02/2012л, 36-02/2012л, 37-02/2012л, 38-02/2012л, 39-02/2012л, 40-02/2012л, 41-02/2012л, 42-02/2012л, 43-02/2012л и ряде других постановлений по делам об административных правонарушениях.
В нарушение п. 3 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, подп. "а", "б" п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" допускается вынесение постановлений об административном наказании сведения о лице, позволяющие его идентифицировать в ходе исполнительного производства (место рождения гражданина, дата государственной регистрации в качестве юридического лица).
Указанные нарушения закона выявлены в постановлениях о назначении административного наказания от 27.02.2013 N№ 107-02/2012, 111-02/2012, 112-02/2012, 113-02/2012, 115-02/2012, 117-02/2012, 119-02/2012, 277-02/2012, 2797-02/2012, от 12.02.2013 № 266-02/2012, от 26.02.2013 № 105-02/2012, от 11.02.2013 № 274-02/2012 и ряде других постановлений по делам об административных правонарушениях.
В нарушение требований ч. ч. 1, 2 ст. 25.1, п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ допускается вынесение постановлений по делам об административном правонарушении с нарушением права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - в отсутствие сведений о надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В связи с указанным нарушением закона природоохранным прокурором принесены протесты на постановления о назначении административного наказания № 191-02/2012 от 28.01.2013, № 74-02/2012л от 24.12.2012.
В нарушение требований ст. 28.7, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ по результатам административного расследования допускается вынесение постановлений по делу об административном правонарушении в отсутствие протокола об административном правонарушении.
В связи с указанным нарушением закона природоохранным прокурором принесен протест на постановление о назначении административного наказания № 16-02/2013 от 04.03.2013.
Выявленные нарушения действующего законодательства прямо указывают на существенные недоработки в предупреждении нарушений закона и на недостаточность контроля со стороны руководства департамента лесного хозяйства Приморского края за деятельностью подчиненных сотрудников.
Нарушение требований Лесного кодекса РФ является нарушением предусмотренных Конституцией РФ и федеральным законодательством прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Тем самым также нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.
Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст. ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление.
2. Принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона, недопущению подобного впредь, в том числе: представить календарный план устранения выявленных нарушений закона, обеспечить достоверность и актуальность информации государственного лесного реестра в указанной части.
3. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности всех лиц, совершивших указанные нарушения закона. Копию приказа о принятии мер дисциплинарного характера ко всем лицам, допустившим нарушения закона, направить прокурору.
4. В установленный законом месячный срок о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме.
5. О дате и времени рассмотрения настоящего представления заблаговременно уведомить природоохранного прокурора.
Прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 15 марта 2013 г. № 7-5-2013/47
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п. 6 плана работы прокуратуры Приморского края на 1 полугодие 2013 года, разделом 1 Плана декриминализации основных отраслей экономики Дальнего Востока на 2011 - 2013 годы проведена проверка в сфере лесопользования.
В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства в деятельности департамента лесного хозяйства Приморского края (в 2012 году - управления лесным хозяйством Приморского края).
По-прежнему допускаются нарушения закона и подзаконных нормативных правовых актов при ведении государственного лесного реестра.
В силу ч. 1 ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ в государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса.
Согласно ч. 2.1 ст. 91 Лесного кодекса РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подп. "р" п. 10.7 Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 № 66-па (действующего в проверяемый период, утратило силу с 01.01.2013), управление лесным хозяйством Приморского края за счет субвенций из федерального бюджета: осуществляет полномочие по обеспечению ведения государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах Приморского края. Аналогичное полномочие закреплено в действующем в настоящее время Положении о департаменте лесного хозяйства Приморского края, утвержденном Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 373-па.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе достоверности информации и своевременность ее предоставления.
В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.
Вместе с этим, в ходе настоящей проверки установлено, что информация, находящаяся в государственном лесном реестре об общей площади лесов на территории Владивостокского городского округа не соответствует действительности в части площади земель населенных пунктов, на которых расположены леса.
Как следует из объяснения начальника отдела использования и воспроизводства лесов департамента лесного хозяйства Приморского края Б.В.М. от 13.03.2013, ведение государственного лесного реестра понимается как сбор информации, которая предоставляется, администрация города Владивостока информации о лесах не предоставляла, в другие государственные и муниципальные органы с запросами по составу земель и наличии лесов на территории Владивостокского городского округа не обращались, так как считали, что информация достоверная.
Таким образом, в нарушение указанных норм закона Приморсклесхозом не была обеспечена надлежащая достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, что недопустимо.
По-прежнему допускаются нарушения действующего законодательства при проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов.
В нарушение п. 4 ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 104 Лесного кодекса РФ, ч. ч. 6, 8 ст. 6, ч. ч. 15 - 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, п. 31 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 14.12.2010 № 485, п. 10 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, допускаются факты утверждения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов в отсутствие в названном проекте данных о проектируемых видах и объемах мероприятий по охране водных объектов; ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов и их пространственное размещение (тематической лесной карты). При этом, как следует из таксационного описания, лесной участок находится в нерестоохранных полосах лесов; из прилагаемой к договору схемы расположения и границ лесного участка лесной участок находится в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта.
В связи с указанными нарушениями природоохранным прокурором принесено 8 протестов на приказы Приморсклесхоза об утверждении заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов.
По-прежнему допускаются нарушения действующего законодательства при осуществлению государственного лесного надзора.
В силу ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках переданных полномочий РФ по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В нарушение указанной нормы закона Приморсклесхозом допускается издание приказов о проведении внеплановой проверки выполнения предписаний органов государственного контроля (надзора) не по истечении установленного в предписании срока, а заблаговременно, т.е. в отсутствие правовых оснований.
Так, по результатам выездной внеплановой комиссии которой составлен акт проверки № 2/08-14/2013 от 30.01.2013, проведена в соответствии с приказом Приморсклесхоза от 10.01.2013 для контроля исполнения предписания, срок исполнения по которому не истек (12.01.2013).
Аналогичные нарушения закона допущены при проведении внеплановых проверок в отношении: ООО "Л" (акт № 16 08-09 от 12.12.2012 проведена во исполнение приказа Приморсклесхоза от 19.11.2012, срок предписания истек только 26.11.2012); ООО "К" (срок исполнения предписания - 28.01.2013, приказ о проведении проверки издан 17.12.2012) и других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 14 названного Федерального закона в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), указываются, в том числе: сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
В соответствии с п. 5 ст. 2 названного Федерального закона мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Указанные нормы действующего законодательства нарушены Приморсклесхозом при проведении всех проверок в исследуемом периоде (изучены материалы 18 проверок): в приказах о проведении проверок не указаны: сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки (в соответствии с нормативным определением понятия "мероприятие по контролю"); перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Более этого, документы для обеспечения целей и задач проверок необоснованно запрашиваются Приморсклесхозом в письмах к подлежащим проверке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Требования закона об указании соответствующей информации закреплены также в Типовой форме распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, Типовой форме акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, в указанной части Приморсклесхозом не соблюдаются также Типовые формы документов проводимых проверок.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В нарушение указанных норм действующего законодательства акт проверки от 12.12.2012 № 27/08-14/2012 не подписан всеми лицами, указанными в приказе о проведении проверки и принимавшими участие в проверке.
В нарушение п. 1 ч. 2 ст. 16 названного Федерального закона в актах проверок № 11 08-09 от 03.12.2012, № 12 08-09 от 05.12.2012, № 15 08-09 от 11.12.2012, № 01-11-03/13 от 28.02.2013 не указано время составления акта проверки.
В нарушение п. 6 ч. 2 ст. 16 названного Федерального закона в акте проверки № 02 08-09 от 19.02.2013 не указано место проведения проверки.
В ходе прокурорской проверки выявлены многочисленные нарушения закона в ходе производства по делам об административных правонарушениях.
По-прежнему, грубо нарушаются предусмотренные ст. 29.6 КоАП РФ сроки производства по делам об административных правонарушениях:
Так, большая часть изученных дел об административных правонарушениях рассмотрена в срок, существенно превышающий нормативный, что недопустимо, поскольку противоречит целям административного наказания - предупреждению совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Системное нарушение сроков производства по делам об административных правонарушениях привело к выявлению заведомо незаконных постановлений по делам об административных правонарушениях, в нарушение ч. 1 ст. 4.5, 29.1 КоАП РФ, вынесенных Приморсклесхозом по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В связи с указанным нарушением закона природоохранным прокурором принесены протесты на постановления о назначении административного наказания № 89-02/2012л от 14.02.2013, № 87-02/2012л от 14.02.2013, № 76-02/2012л от 24.12.2012, № 77-02/2012л от 24.12.2012.
В нарушение ч. 2 ст. 28.2, ст. 29.1, ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, в противоречие п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5, при производстве по делу об административном правонарушении не выясняется время совершения административного правонарушения.
Указанные нарушения закона отмечены в протестах на постановления о назначении административного наказания № 89-02/2012л от 14.02.2013, № 87-02/2012л от 14.02.2013, № 76-02/2012л от 24.12.2012, № 77-02/2012л от 24.12.2012, № 191-02/2012 от 28.01.2013, № 74-02/2012л от 24.12.2012.
Аналогичные нарушения закона выявлены в постановлениях о назначении административного наказания от 06.02.2013 N№ 35-02/2012л, 36-02/2012л, 37-02/2012л, 38-02/2012л, 39-02/2012л, 40-02/2012л, 41-02/2012л, 42-02/2012л, 43-02/2012л и ряде других постановлений по делам об административных правонарушениях.
В нарушение п. 3 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, подп. "а", "б" п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" допускается вынесение постановлений об административном наказании сведения о лице, позволяющие его идентифицировать в ходе исполнительного производства (место рождения гражданина, дата государственной регистрации в качестве юридического лица).
Указанные нарушения закона выявлены в постановлениях о назначении административного наказания от 27.02.2013 N№ 107-02/2012, 111-02/2012, 112-02/2012, 113-02/2012, 115-02/2012, 117-02/2012, 119-02/2012, 277-02/2012, 2797-02/2012, от 12.02.2013 № 266-02/2012, от 26.02.2013 № 105-02/2012, от 11.02.2013 № 274-02/2012 и ряде других постановлений по делам об административных правонарушениях.
В нарушение требований ч. ч. 1, 2 ст. 25.1, п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ допускается вынесение постановлений по делам об административном правонарушении с нарушением права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - в отсутствие сведений о надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В связи с указанным нарушением закона природоохранным прокурором принесены протесты на постановления о назначении административного наказания № 191-02/2012 от 28.01.2013, № 74-02/2012л от 24.12.2012.
В нарушение требований ст. 28.7, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ по результатам административного расследования допускается вынесение постановлений по делу об административном правонарушении в отсутствие протокола об административном правонарушении.
В связи с указанным нарушением закона природоохранным прокурором принесен протест на постановление о назначении административного наказания № 16-02/2013 от 04.03.2013.
Выявленные нарушения действующего законодательства прямо указывают на существенные недоработки в предупреждении нарушений закона и на недостаточность контроля со стороны руководства департамента лесного хозяйства Приморского края за деятельностью подчиненных сотрудников.
Нарушение требований Лесного кодекса РФ является нарушением предусмотренных Конституцией РФ и федеральным законодательством прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Тем самым также нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.
Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст. ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление.
2. Принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона, недопущению подобного впредь, в том числе: представить календарный план устранения выявленных нарушений закона, обеспечить достоверность и актуальность информации государственного лесного реестра в указанной части.
3. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности всех лиц, совершивших указанные нарушения закона. Копию приказа о принятии мер дисциплинарного характера ко всем лицам, допустившим нарушения закона, направить прокурору.
4. В установленный законом месячный срок о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме.
5. О дате и времени рассмотрения настоящего представления заблаговременно уведомить природоохранного прокурора.
Прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------