Решение Межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае от 04.04.2013 N 1 "О состоянии условий и охраны труда в Приморском крае в 2012 году и задачах на 2013 год"



МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. № 1

О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ В 2012 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2013 ГОД

Рассмотрев информацию "О состоянии условий и охраны труда в Приморском крае в 2012 году и задачах на 2013 год", межведомственная комиссия по охране труда в Приморском крае решила:
1. Информацию "О состоянии условий и охраны труда в Приморском крае в 2012 году и задачах на 2013 год" принять к сведению и разместить на сайте администрации Приморского края.
2. Всем участникам социально-трудовых отношений считать приоритетной деятельностью обеспечение безопасности труда работников.
3. Рекомендовать:
3.1. Работодателям:
- осуществлять системное планирование работ по охране труда направленное на переход к управлению профессиональными рисками, включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков;
срок исполнения: ежегодно;
- шире привлекать к сотрудничеству в вопросах улучшения условий и контролю за охраной труда членов трудового коллектива - путем создания института уполномоченных по охране труда и комитетов (комиссий) по охране труда;
срок исполнения: в течение 2013 года;
- использовать механизм частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование;
срок исполнения: ежегодно;
- организовать проведение лабораторно-инструментального контроля факторов производственной среды в соответствии с программой производственного контроля с периодичностью, соответствующей классу опасности вещества;
срок исполнения: в течение 2013 года;
- продолжить работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, выявлять производственные риски для каждого конкретного рабочего места;
срок исполнения: в течение 2013 года;
обеспечить:
- выполнение статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации по созданию служб охраны труда (введение должности специалиста по охране труда) в организациях с численностью свыше 50 работающих;
срок исполнения: в течение 2013 года
- реализацию мероприятий по приведению условий труда на рабочих местах в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, в том числе по этапному сокращению рабочих мест с вредными или опасными условиями труда для женщин;
срок исполнения: в течение 2013 года;
- проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, работников, не прошедших периодический медицинский осмотр, не допускать к работе с вредными производственными факторами;
срок исполнения: в соответствии с действующими
нормами правовыми актами;
- своевременное проведение обучения по охране труда, пожарно-техническому минимуму и другие виды обучения, проверку знаний требований охраны труда у работников. Руководителям организаций принимать участие в работе комиссий по проверке знаний нормативных требований охраны труда, как у главных специалистов, так и у руководителей среднего звена;
срок исполнения: в течение 2013 года;
- соблюдение требований пожарной, промышленной, экологической и энергетической безопасности;
срок исполнения: в течение 2013 года;
- проведение мероприятий в рамках Всемирного дня охраны труда (28 апреля) под девизом "Профилактика профессиональных заболеваний".
срок исполнения: апрель.
3.2. Руководителям организаций, оказывающим услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспечить качественное и своевременное проведение работ;
срок исполнения: постоянно.
3.3. Руководителям обучающих организаций обеспечить качество обучения по охране труда, обновление информационного ресурса центров;
срок исполнения: в течение 2013 года.
3.4. Государственной инспекции труда в Приморском крае продолжить работу по расширению круга участников проекта "Декларирование деятельности организаций по реализации трудовых прав работников и работодателей";
срок исполнения: в течение 2013 года.
3.5. Главам администраций городских округов и муниципальных районов продолжить работу по организации обучения по охране труда работников организаций, оказанию методической помощи работодателям в организации обучения, проведению мониторинга обучения по охране труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, семинаров по охране труда для специалистов организаций и работодателей;
срок исполнения: в течение 2013 года;
- способствовать созданию комиссий (комитетов) по охране труда в организациях, избранию в каждой организации уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
срок исполнения: в течение 2013 года;
- стимулировать руководителей организаций и работодателей - физических лиц, достигших наилучших успехов в области организации работы по охране труда;
срок исполнения: в течение 2013 года;
- реализовывать план мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на 2013 год;
срок исполнения: в течение 2013 года.
3.6. Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора (контроля), департаменту труда и социального развития Приморского края и администрациям городских округов и муниципальных районов края обеспечить активное взаимодействие со средствами массовой информации в части информирования работников о наиболее распространенных профессиональных рисках, культуры безопасного труда и личной ответственности за свое здоровье;
срок исполнения: в течение 2013 года.
3.7. Приморскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации представлять в департамент труда и социального развития Приморского края информацию, поступающую от работодателей, о некачественном проведении аттестации рабочих мест в организациях края;
срок исполнения: по мере поступления информации
3.8. Федерации профсоюзов Приморского края:
- активизировать работу общественного актива по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
срок исполнения: в течение 2013 года.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на департамент труда и социального развития Приморского края.

Заместитель председателя межведомственной комиссии
по охране труда в Приморском крае - заместитель
руководителя Дальневосточного управления
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
А.Г.МОРДОХОВИЧ





ИНФОРМАЦИЯ
О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
В 2012 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2013 ГОД

В 2012 году работа органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления, органов государственного контроля и надзора в Приморском крае, работодателей, общественного актива по охране труда была направлена на реализацию законодательства по охране труда.
В Приморском крае зарегистрировано более 64 тыс. (2011 год - 63 тыс.) организаций. По оценочным данным 1747 (2011 год - 1784) из них имеют численность работающих более 50 чел.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в 161 (2011 год - 155) организациях края созданы службы охраны труда, в 1464 (2011 год - 1419) - введена должность специалиста по охране труда, что составляет 83,8% от организаций, которые должны иметь специалиста по охране труда. Фактическая численность специалистов по охране труда, освобожденных от исполнения несвойственных обязанностей, в организациях края и у работодателей - индивидуальных предпринимателей составляет 1732 человека, или 84% (2011 год - 80,8%) от расчетного норматива.
Для организации совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда в 4415 (2011 год - 4076) организациях края созданы и работают комиссии (комитеты) по охране труда, или 6,9% (2011 год - 6,4%) от общего числа организаций.
В 5129 (2011 год - 4800) организациях края избраны уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, что составляет 8% (2011 год - 7,6%) от общего числа организаций.
Значительное место в реализации мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости отводится организации обучения по охране труда всех категорий работников, в том числе руководителей, работодателей - индивидуальных предпринимателей.
Обучение и проверка знаний требований охраны труда в Приморском крае организованы в соответствии со ст. ст. 212, 216, 225 Трудового Кодекса Российской Федерации, Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.
В Приморском крае в 2012 году осуществляли деятельность по обучению по охране труда 18 (в 2011 году - 15) организаций, аккредитованных в установленном порядке на выполнение работ (оказания услуг) по проведению обучения по охране труда.
В рамках Закона Приморского края от 9 ноября 2007 года № 153-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда" продолжена работа по организации обучения обучающими центрами в тесном взаимодействии со специалистами по государственному управлению охраной труда муниципальных образований, Государственной инспекцией труда в Приморском крае.
Специалисты по государственному управлению охраной труда муниципальных образований проводили углубленный мониторинг состояния организации обучения по охране труда в организациях, созданию базы данных о количестве обученных по охране труда по категориям слушателей, видам экономической деятельности.
В 2012 году обучено по охране труда в обучающих организациях и работодателями 199268 человек, что составляет 26,3% от общего количества работающих в муниципальных образованиях края.
Обучающими организациями Приморского края было обучено по охране труда 12798 человек, что на 7,4% больше, чем в 2011 году. Обучены по охране труда следующие категории работников (% от кол-ва обученных за 2012 год):
- руководители - 5490 чел. (42,9%);
- специалисты - 3461 чел. (27%);
- главные специалисты - 2697 чел. (21,0%);
- руководители и специалисты служб охраны труда - 448 чел. (3,5%);
- члены комитетов по охране труда - 280 чел. (2,2%);
- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда - 422 чел. (3,3%).
По видам экономической деятельности в 2012 году по охране труда обучены работники (% от кол-ва обученных за 2012 год):
- оптовой и розничной торговли, ремонт бытовых изделий - 1911 чел. - (14,9%);
- образования - 1630 чел. (12,7%);
- транспорта и связи - 1399 чел. (11%);
- строительства - 1142 чел. (9%);
- здравоохранения - 1083 чел. (8,5%);
- обрабатывающих производств - 966 чел. (7,6%);
- сферы предоставление коммунальных, социальных и др. услуг - 661 чел. (5,2%);
- государственного управления - 1630 чел. (4,7%);
- сферы по операции с недвижимым имуществом - 504 чел. (3,9%);
- производства и распределение электроэнергии, газа и воды - 411 чел. (3,2%);
- сельского и лесного хозяйства - 388 чел. (3,0%);
- рыболовства, рыбоводства - 304 чел. (2,4%);
- сферы финансовой деятельности - 277 чел. (2,2%);
- управления гостиниц и ресторанов - 200 чел. (1,6%);
- сферы добычи полезных ископаемых - 109 чел. (1,0%).
Обучающие организации уделяли значительное внимание построению учебного процесса с использованием как традиционных форм обучения так и на основе компьютерных обучающих программ, видеоматериалов и тренажеров (манекенов) для отработки навыков оказания первой помощи пострадавшим.
В целях координации действий всех заинтересованных структур в области охраны труда в 2012 году в 33 муниципальных образованиях проведены заседания межведомственных комиссий по охране труда. На заседаниях рассмотрено 365 вопросов (2011 г. - 346). Артемовским городским округом актуальные проблемы охраны труда рассматриваются на заседаниях трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений, которой рассмотрено в 2012 году 15 вопросов (2011 г. - 16). В среднем по краю на одно муниципальное образование приходится 10,7 рассмотренных вопросов в сфере охраны труда (2011 г. - 10,2).
В 2012 году проведены 4 заседания межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае, на которых рассмотрено 10 вопросов, в том числе о состоянии и профилактике профессиональной заболеваемости работников водного транспорта в Приморском крае, о принятых мерах по улучшению условий и охраны труда, предотвращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в ОАО "Спасскцемент", о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на автомобильном транспорте, о соблюдении законодательства об охране труда в организациях судостроения и судоремонта.
Рассмотрена работа администраций Хорольского, Кировского, Шкотовского муниципальных районов по реализации отдельных государственных полномочий в рамках Закона Приморского края от 9 ноября 2007 года № 153-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда".
Решения краевой межведомственной комиссии для руководства и исполнения направлялись администрациям муниципальных образований, органам государственного контроля (надзора), руководителям организаций, структурам, оказывающим услуги по обучению по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда.
Информационные материалы и решения краевой межведомственной комиссии по охране труда систематически размещались на сайте Администрации Приморского края, публиковались в СМИ.
В целях координации действий управлением по труду Приморского края были организованы и проведены:
семинар-совещание с руководителями и специалистами обучающих организаций, представителями органов надзора и контроля с повесткой дня "Об итогах обучения по охране труда за 2011 год и задачах на 2012 год";
краевое совещание руководителей и специалистов структур, осуществляющих аттестацию рабочих мест по условиям труда "Итоги работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Приморского края за 2011 год и задачах на 2012 год";
совещание с представителями органов государственного контроля (надзора), администраций городских округов и муниципальных районов края с повесткой дня "Итоги работы по государственному управлению охраной труда в Приморском крае за 2011 год и задачах на 2012 год";
совещание с представителями органов государственного контроля (надзора), администраций городских округов и муниципальных районов края с повесткой дня "Итоги работы по государственному управлению охраной труда в Приморском крае за I полугодие 2012 года";
краевое совещание руководителей и специалистов структур, осуществляющих аттестацию рабочих мест по условиям труда с повесткой дня "О состоянии качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Приморского края в I полугодии 2012 года".
В целях популяризации вопросов охраны труда, привлечения к проблемам охраны труда всех участников социально-трудовых отношений, в Приморском крае проведены акции, посвященные Всемирному дню охраны труда и направленные на поддержку идей и лозунгов, провозглашенных Международной Организацией Труда.
В рамках Всемирного дня охраны труда под лозунгом "Продвижение охраны труда в "зеленой экономике" в 2012 году проведены мероприятия, направленные на профилактику производственного травматизма, улучшению условий и охраны труда:
месячники по охране труда, день охраны труда, декада охраны труда в 8 городских округах и 8 муниципальных районах;
заседания межведомственных комиссий по охране труда, координационных советов специалистов по охране труда, круглые столы, семинары (практикумы), совещания, конференции с участием представителей органов надзора и контроля, общественных и профсоюзных активистов, выступления специалистов по охране труда на предприятиях, лекции, беседы в 34 муниципальных образованиях края;
встречи коллективов по вопросам охраны труда, сокращению профессиональных заболеваний, пожарной безопасности прошли в 13 муниципальных образованиях края;
проверки по условиям и охране труда, промышленной безопасности с разработкой мероприятий по устранению выявленных замечаний в 9 муниципальных образованиях края;
инструктажи по охране труда, тренинги по оказанию первой помощи пострадавшим в 7 муниципальных образованиях края;
горячая линия, телефоны доверия по вопросам охраны труда в 7 муниципальных образованиях края;
оформление уголков по охране труда, стендов, выставки, вывешены памятки, плакаты, посвященные Всемирному дню охраны труда в 10 муниципальных образованиях края;
смотры-конкурсы на лучшую организацию охраны труда, на лучший рисунок по охране труда и пожарной безопасности, награждение руководителей и специалистов, достигших наилучших показателей по вопросам улучшения условий и охраны труда в 20 муниципальных образованиях, в которых приняли участие более 80 тыс. работающих;
размещение на рекламных баннерах социальной рекламы, посвященной Всемирному дню охраны труда и сохранению жизни и здоровья работников на производстве.
Более 40 статей и публикаций о Всемирном дне охраны труда размещены в местных средствах массовой информации и на сайтах городских округов, муниципальных районов и управления по труду Приморского края.
Обучающими организациями, оказывающими услуги в области охраны труда, проведены тематические семинары-практикумы, беседы, совещания с демонстрацией видеофильмов по охране труда, оформлены выставочные стенды с учебно-методической литературой по охране труда, изданы брошюры.
В 2012 году специалистами по государственному управлению охраной труда муниципальных образований края проведено 5052 семинара, совещания, консультации (2011 г. - 4642) со специалистами по охране труда и работниками организаций.
В Приморском крае в 2012 году действовала краевая целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Приморском крае на 2012 - 2014 годы", утвержденная постановлением Администрации Приморского края от 3 октября 2011 года № 247-па.
В рамках программных мероприятий в 2012 году было привлечено 132 миллиона рублей средств работодателей на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников.
Одним из важнейших направлений государственного управления охраной труда является организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
В 2012 году на территории Приморского края работали 17 организаций, внесенных в реестр Минздравсоцразвития России, проводили работы по аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с порядком, утвержденным приказом от 26 апреля 2011 года № 342н.
В связи с реализацией Закона Приморского края от 09.11.2007 № 153-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда" возросла активность органов местного самоуправления в вопросах организации аттестации рабочих мест по условиям труда.
Все это позволило в 2012 году не только сохранить темпы аттестации рабочих мест по условиям труда, но и, несмотря на определенные трудности увеличить количество аттестованных рабочих мест по условиям труда.
За 2012 год аттестация рабочих мест по условиям труда проведена в 1877 организациях, что на 452 организации больше, чем за 2011 год (или в 1,3 раза). Аттестовано 31220 рабочих мест по условиям труда (на 6308 рабочих мест больше показателей 2011 года (на 25,3%).
За 5 лет аттестацию рабочих мест по условиям труда завершили 5422 организаций, аттестовано 113002 рабочих мест, на которых работают более 150 тыс. работников, что составляет 23,6% от количества рабочих мест в Приморском крае.
Наибольший рост количества аттестованных рабочих мест по условиям труда наблюдается на железнодорожном транспорте (2006 рабочих мест, увеличение в 3 раза), образовании (5142 рабочих места, в 2,5 раза) и реальном секторе экономики (3324 рабочих места, в 1,5 раза).
Активно проводили аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2012 году организации малого бизнеса.
В то же время медленными темпами проводится аттестация рабочих мест по условиям труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, рыболовстве, сельском хозяйстве.
Анализ представленных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в 2012 году, показывает наличие существенных проблем в обеспечении на рабочих местах условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.
Так, по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда в 2012 году количество рабочих мест:
- с вредными условиями труда составило 50,7% от общего количества аттестованных рабочих мест (15824 рабочих мест), из них на 45,1% рабочих местах заняты женщины (7142 рабочих мест);
- с оптимальными условиями труда составило 49,3% (15396 рабочих мест), из них на 70,1% рабочих мест заняты женщины (10779 р. м.).
За 5 лет (2007 - 2011 гг.) доля рабочих мест с допустимыми условиями труда составляла:
- в 2008 году 36,5% (5711 РМ);
- в 2009 году 34% (6647 РМ);
- в 2010 году 33,7% (7338 РМ);
- в 2011 году 37,8% (9430 РМ);
- в 2012 году 49,3% (15396 РМ).
Количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда - 68058 рабочих мест (60,2%), что значительно выше показателя по России 47%.
Анализ результатов аттестации по условиям труда за пять лет (более 68 тыс. рабочих мест) показал, что в среднем 60% рабочих мест не отвечают гигиеническим требованиям условий труда.
Вследствие чего сохраняется высокий уровень профессиональной заболеваемости.
В целях реализации Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда, Трудового кодекса Российской Федерации, включая право на безопасные условия труда, в 2012 году Государственная инспекция труда в Приморском крае осуществляла государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основной формой которого являлось проведение проверок соблюдения требований законодательства о труде и охране труда в организациях с последующей выдачей обязательных для исполнения предписаний и привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из общего количества 2161 проверок, проведенных в 2012 году Государственной инспекцией труда в Приморском крае по соблюдению законодательства о труде, 1337 проверок проведены по вопросам охраны труда, в ходе которых выявлено 2666 нарушений правил охраны труда.
Наибольший удельный вес в общем количестве выявленных нарушений приходится на организации: оптовой и розничной торговли, ремонт автотранспортных средств (442) - 16,6% (в 2011 г. - 17,6%), строительства (241) - 9% (в 2011 г. - 26%), предоставляющие коммунальные, социальные и персональные услуги (193) - 7,1% (в 2011 г. - 11,7%), транспорта и связи (214) - 8% (в 2011 г. - 7,2%), обрабатывающие производства (231) - 9% (в 2011 г. - 13,2%), здравоохранения (132) - 5% (в 2011 г. - 5,2%), сельского и лесного хозяйства (95) - 3,5% (в 2011 г. - 6,7%), образования (178) - 6,7% (в 2011 г. - 3,9%), государственного управления и обеспечения военной безопасности (87) - 3,3% (в 2011 г. - 4,2%), другие виды экономической деятельности (1813) - 31,8% (в 2011 г. - 3,8%).
Наибольшее относительное количество нарушений трудового законодательства выявлено в 2012 года по вопросам: проведения аттестации рабочих мест по условиям труда - 904, обучения и инструктирования работников по охране труда - 1166, обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты - 263.
Анализ выявляемых в ходе проверок нарушений по охране труда, допускаемых работодателями Приморского края и их устоявшаяся в последнее время структура показывают, что одно из основных направлений государственной политики в области охраны труда, а именно - обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников - не нашло еще полной реализации.
С целью повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в 2012 году Государственной инспекцией труда в Приморском крае организован и проведен ряд проверок предприятий в травмоопасных отраслях, в том числе допустивших в 2011 году несчастные случаи на производстве.
В Приморском крае основными травмоопасными видами производственной деятельности являются добыча полезных ископаемых, строительство, сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство.
В ходе проверок на предприятиях этих травмоопасных отраслей выявлялись следующие нарушения: не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда; не обеспечено проведение обязательных предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников предприятий, не оплачивается предварительный медосмотр при поступлении работников на работу с вредными и опасными условиями труда, не все должностные лица и работники проходят обучение и проверку знаний по охране труда; нарушается порядок обучения, инструктажа и проверки знаний требований охраны труда работников, не разрабатываются инструкции по охране труда по профессиям и видам работ; не все работники ознакамливаются с инструкциями по охране труда по профессиям и видам работ; электротехнологический персонал не имеет группы допуска по электробезопасности, документально не оформляется стажировка работников на рабочем месте; работники основных профессий не обеспечиваются сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, личные карточки выдачи работникам СИЗ не соответствуют установленной форме; не разработана система надзора руководителей среднего звена за производством работ с повышенной опасностью, своевременно не проводится техническое освидетельствование грузоподъемного оборудования, электросварщики работают самодельными электрододержателями; не оборудована вытяжная вентиляция в помещениях ламповых шахт; отсутствуют мероприятия безопасного ведения горных работ, не соблюдаются правила безопасности при хранении полных кислородных баллонов; манометры на посту для кислородной резки не имеют маркировки о прохождении поверки и др.
Основной причиной многочисленных нарушений государственных нормативных требований по охране труда продолжает оставаться недооценка руководителями предприятий необходимости проведения систематической работы по охране труда.

Проверки в организациях наиболее травмоопасных
видов экономической деятельности

Строительство.
В целом в строительной отрасли края нерешенными остаются следующие проблемы безопасности труда: неудовлетворительное качество обучения работников безопасным методам и приемам работы, слабая организация производства работ на высоте, недостаточный надзор должностных лиц за производством работ с повышенной опасностью.
Характерные нарушения, выявляемые в строительной отрасли:
- эксплуатация неисправного оборудования;
- допуск к работе работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда;
- не проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- нарушение технологических процессов и производственной дисциплины, отсутствие планов производства работ и технологических карт на производство;
- не выдаются средства индивидуальной защиты, особенно в соответствии с выполняемой работой, средства защиты не имеют сертификатов соответствия;
- использование оборудования, не прошедшего периодическое техническое освидетельствование и не отвечающего требованиям норм безопасности;
- допуск к производству работ без прохождения работниками предварительных при поступлении на работу медицинских осмотров.
Лесное хозяйство.
Значительного улучшения организации работ по охране труда в лесной отрасли края не произошло, что подтверждается проведенными комплексными проверками.
Многочисленные недостатки и упущения в деятельности работодателей и специалистов по охране труда выявлены в ходе проверок предприятий деревообрабатывающей промышленности края. Производство организовано на изношенных станках и установках. Деревообрабатывающие машины и механизмы производства КНР, как правило, не имеют защитных устройств, разработку и установку которых осуществляют сами деревообработчики в процессе эксплуатации.
Проверки в организациях лесной промышленности края показали, что в большинстве из них не созданы и не работают комиссии по охране труда, слабо развит институт уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Руководители предприятий не проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда (аттестовано рабочих мест лишь 13% от их общего количества), не обеспечивают работников необходимыми видами средств индивидуальной защиты, не заводят на работников карточки учета и выдачи СИЗ, не организуют проведение предварительных и периодических медосмотров, вакцинацию работников против клещевого энцефалита.
Предприятия лесной отрасли Уссурийского городского округа не выполняют требования ст. 217 Трудового кодекса РФ по созданию служб охраны труда, не обеспечивают работников средствами индивидуальной защиты, не организуют обязательные предварительные и периодические медосмотры, не проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда.
В лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятиях Надеждинского района эксплуатируются изношенные, травмоопасные станки, машины и оборудование. Работники этих предприятий не обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, не проходят обучение по охране труда, высока текучесть кадров, работодателями не выполняется требование ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
В 2012 году проверки проведены в ООО "Г", с. Рощино, ООО "А", ООО "Р", ООО "Ч", ООО "Б", ИП "О.В.Г.".
По результатам проверок работодателям выданы соответствующие предписания, виновные лица привлечены к административной ответственности.
Предприятия рыбной отрасли.
На территории Приморского края осуществляют деятельность 332 хозяйствующих субъекта водного транспорта с общей численностью более 8,1 тыс. работников.
Значительная часть организаций отрасли не провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, в связи с чем нарушаются права работников на получение достоверной информации об условиях труда, о предусмотренных компенсациях за работу во вредных условиях труда, о существующем риске повреждения здоровья, о принимаемых мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Следует также отметить, что в истекший период 2012 года на судах добывающего флота в море 3 работников умерло от сердечно-сосудистых заболеваний. Данные случаи свидетельствует о том, что медкомиссию рыбаки проходят либо в не специализированных медицинских учреждениях, либо документы о прохождении комиссии они просто покупают.
Наряду с изложенным, в крае нерешенной проблемой остается своевременное оказание медицинской помощи работникам рыбопромыслового флота в экстренных ситуациях. Это связано с сокращением в штатах экипажей судов медицинских работников, а в ряде случаев - и их недостаточная квалификация. Требует решения проблемы обеспечения экипажей судов необходимыми медикаментами и особенно при нахождении их в море.
В результате этих упущений на флоте продолжают работать люди со скрытыми заболеваниями, а отсутствие квалифицированного медицинского обслуживания на судах привело к росту смертельных исходов от заболеваний.
А так как такие случаи в соответствии с законодательством признаются не связанными с производством, семьи умерших не имеют права на возмещение вреда по потере кормильца, что негативно сказывается на материальном положении семей рыбаков.
Характерными нарушениями законодательства об охране труда в отрасли являются следующие:
отсутствует нормативная и методическая литература по охране труда;
не разработана методика проведения "вводного" инструктажа по технике безопасности;
в ряде организаций не ведется журнал "вводного" инструктажа;
отсутствует набор действующих инструкций инструктажа "на рабочем месте" для рабочих профессий плавсостава и береговых рабочих, нет перечня профессий и работ с повышенной опасностью труда согласно РД 31. 87. 02 - 95;
отсутствуют журналы учета несчастных случаев на производстве;
не разработаны планы номенклатурных мероприятий по охране труда, поэтому не обеспечено плановое финансирование затрат на охрану труда;
в коллективных договорах ряда организаций отсутствует соглашение по охране труда;
не обеспечена организация проведения обучения проверки знаний по охране труда руководящего состава, ИТР, комсостава судов флота согласно требований ст. 225 ТК РФ;
эксплуатация изношенного оборудования, применение устаревших технологий, конструктивные недостатки;
имеет место значительное превышение сроков нахождение работников море на промысле, что негативно отражается на их физическом психическом состоянии здоровья.

Обеспечение установленного порядка проведения обучения,
инструктажа и проверки знаний работников по охране труда

В отчетный период по вопросам обучения и инструктирования работников по охране труда проведено 649 проверок, в ходе которых были выявлены 1184 нарушения. По результатам проверки выдано 92 предписания. Привлечено к административной ответственности должностных и юридических лиц 38, на общую сумму 345 тысяч рублей.
Наиболее типичные нарушения:
- не все главные специалисты проходят обучение и аттестацию в Центрах, имеющих лицензию;
- не издаются приказы о создании в организациях экзаменационных комиссий по проверке знаний по охране труда работников;
- не издаются приказы с перечнем профессий и должностей, освобожденных от инструктажа на рабочем месте;
- журналы инструктажей на рабочем месте оформлены и ведутся с нарушением нормативных сроков (пропущены строчки и графы, не указан вид инструктажа, не зафиксирована стажировка работника);
- не в полной мере разработаны инструкции по охране труда, в соответствии с нормативными требованиями для всех профессий и видов работ;
- не проводится ежегодная проверка знаний работников, обслуживающих источники повышенной опасности (компрессора, грузоподъемные механизмы, станки, электрифицированный инструмент).

Соблюдения установленного порядка обеспечения работников
специальной одеждой, специальной обувью и другими
средствами индивидуальной и коллективной защиты

В 2012 году проведено 179 проверок по вопросам обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты.
В ходе проведения проверок:
выявлено нарушений - 263;
выдано предписаний - 125;
привлечено к административной ответственности должностных и юридических лиц - 72;
общая сумма штрафов составила - 310 тысяч руб.
Наиболее характерными нарушениями требований трудового законодательства по обеспечению работников СИЗ, допускаемых многими организациями, является следующие:
приобретаемые работодателями СИЗ не имеют деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия требованиям охраны труда;
не организован надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ и установленный порядок их хранения;
не проводится инструктаж работников по правилам пользования и простейшим способом проверки исправности СИЗ;
не проводится своевременная замена СИЗ в случаях их порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работников, их стирка, чистка и ремонт.

Соблюдение работодателями установленного порядка
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

В течение 2012 года была продолжена работа по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, однако темпы ее проведения остаются низкими.
За указанный период в Государственную инспекцию труда 914 организаций направили сведения о проведенной аттестации рабочих мест с количеством рабочих мест - 19027 и работающих - 32620, из них женщины - 9745.
Анализ проведения аттестации рабочих мест по условиям труда свидетельствует о недостаточных темпах и объемах этой работы. В среднем в Приморском крае в организациях всех видов экономической деятельности аттестовано менее трети рабочих мест, при этом сохранилась тенденция выявления значительного количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.
В 2012 году из общего количества аттестованных рабочих мест признаны по условиям труда вредными и (или) опасными 10278 из работающих 17133, т.е. более 45%.
Сложившееся положение с состоянием условий и охраны труда в организациях свидетельствует о недостаточном внимании работодателей к состоянию охраны труда при осуществлении ими своей деятельности, а также об отсутствии заинтересованности в соблюдении законодательства об охране труда и проведении мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах. Указанная проблема носит комплексный характер и для своего решения требует программно-целевого подхода.
В рамках проводимых проверок Государственной инспекцией труда проводится оценка условий труда на рабочих местах на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, оценка состояния здоровья занятых на них работников по результатам медицинских осмотров с внесением работодателю предписаний по разработке комплекса мероприятий по улучшению условий труда, сокращению профессиональных рисков на конкретных рабочих местах.
Одновременно в инспекции в соответствии с приказом Роструда от 31.08.2011 № 193, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда сформирован электронный банк данных по условиям труда на рабочих местах и состоянию здоровья занятых на них работников, позволяющий оперативно реагировать на разработку предупредительных мер работодателем по улучшению условий и охраны труда в организации.
В 2012 году проведена 851 проверка по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда, в ходе которых выявлено 904 нарушения.
Наложено штрафов на общую сумму 1200000 рублей.
К процессу аттестации мерами, принятыми Государственной инспекцией труда, органами прокуратуры и администрациями муниципальных образований были привлечены 1343 предприятия, учреждения и организации.
Так, к примеру, во Владивостокском городском округе за указанный период проведена аттестация рабочих мест на 28% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Это связано с тем, что в течение года выделялись средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в бюджетных организациях (учреждениях образования, здравоохранения). Кроме того, в прошедшие годы большинство крупных организаций, расположенных на территории Владивостокского городского округа, прошли аттестацию рабочих мест по условиям труда и в настоящее время к проведению аттестации рабочих мест активно подключаются предприятия среднего и малого бизнеса. При этом, Государственная инспекция труда в Приморском крае в соответствии с соглашением с Администрацией г. Владивостока, получает информацию об организациях не проведших аттестацию рабочих мест по условиям труда и в соответствии с требованиями ст. 360 ТК РФ проводит внеплановые проверки.
Очевидно, что мероприятия по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, основанные на аттестации рабочих мест по условиям труда, требуют существенных финансовых затрат.
В этой связи на первое место выходит достоверность установленных по результатом аттестации оценок и, соответственно, компетентность, и независимость организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Так, в ходе проверок по материалам аттестации рабочих мест по условиям труда, инспекцией труда направлялись более 50 материалов в Управление по труду Приморского края для проведения государственной экспертизы условий труда, в том числе для вопроса оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
В ходе проведения проверок по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе анализа присланных работодателями материалов в соответствии с п. 45 Порядка аттестации, инспекторами выявлены многочисленные нарушения государственных нормативных требований охраны труда.
Наиболее типичные примеры выявленных нарушений, по которым приняты меры инспекторского реагирования:
- не предоставление или предоставление не в полном объеме положенных гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- непрохождение руководителями, специалистами и рабочими обучения и инструктажа по охране труда;
- перечни обязательных для выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты, утвержденные работодателями, не в полном объеме соответствуют действующим Типовым отраслевым нормам;
- проведение аттестации не на всех рабочих местах;
- неправильное определение наименований профессий, должностей согласно выполняемым работам;
- неполный учет всех факторов производственной среды;
- включение в списки работников, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, не всех наименований профессий или должностей, на рабочих местах которых имеются вредные производственные факторы или выполняются работы, предусмотренные приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н);
- материалы аттестации оформляются с нарушением установленных требований.
В целях исполнения п. 16 приказа Роструда от 31 августа 2011 года № 193 в течение истекшего периода проводились проверки в целях принятия мер направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды, в организациях направивших сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, отнесенных к классу 4 (опасному), по травмоопасности к классу 3 и по обеспеченности СИЗ - "не соответствует требованиям обеспеченности работников СИЗ".
Так в 2012 году было проведено 18 проверок хозяйствующих субъектов с классами условий труда 4, количество рабочих мест 21 работающих 76 человек. Это Государственные казенные учреждения противопожарной службы и учреждения военной безопасности.
По результатам проверок были работодателям выданы предписания по разработке плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, в том числе одним из пунктов указана выдача СИЗ работникам, для снижения воздействия вредных факторов, на должностных и юридических лиц наложены административные наказания.

Сведения о надзоре и контроле за соблюдением
установленного порядка расследования

Деятельность государственных инспекторов труда, направленная на снижение производственного травматизма в отдельных отраслях и организациях, заключается, прежде всего, в проведении проверок работодателей у которых были зафиксированы случаи травмирования работников.
Так в 2012 году было проведено 18 проверок работодателей, допустивших в 2011 году смертельные несчастные случаи на производстве. По результатам проверок работодателям были выданы предписания и наложены административные наказания. Сведения о результатах указанных проверок были размещены на сайте Гострудинспекции, кроме того были проведены совещания с руководителями организаций с привлечением прессы и профсоюзного актива.
В 2012 году инспекцией труда было проведено 98 проверок соблюдения работодателями установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве, в ходе которых выявлено 148 нарушений. Наложено штрафов на сумму 215 тысяч рублей.
Основными нарушениями явились:
- нарушение установленных сроков расследования;
- комиссии не надлежащего состава;
- выводы комиссий работодателя по причинам несчастного случая не соответствовали изложенным обстоятельствам.
Инспекцией труда совместно с органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления муниципальных образований и профсоюзами ежеквартально проводились надзорные мероприятия по вопросам соблюдения работодателями гарантированных прав работников на труд в условиях, соответствующих требования безопасности и гигиены, в том числе соблюдения требований трудового законодательства в части надлежащего финансирования мероприятий по охране труда и целевого использования финансовых средств, обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.
За 2012 год данными мерами удалось снизить производственный травматизм со смертельным исходом на предприятиях:
- строительства, производства и распределение энергии, торговле и здравоохранении.
Таким образом, деятельность Государственной инспекцией труда в Приморском крае, направленная на снижение производственного травматизма в отдельных отраслях и организациях, является приоритетной и направлена в первую очередь выполнение Плана мероприятий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2012 год, утв. приказом руководителя Роструда Ю.В. Герцием № 8 от 24 января 2012 года, а также на реализацию положений Концепции демографической политике Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351.

Сведения о несчастных случаях
на производстве, расследованных должностными лицами
федеральной инспекции труда

За отчетный период Государственной инспекцией труда в Приморском крае зарегистрировано 188 несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, что меньше, чем в 2011 году на 25 случаев, из них:


тяжелых смертельных групповых

134 46 8


Анализ состояния и причин производственного травматизма

Основные причины н/сл на производстве с тяжелыми последствиями, которые были определены комиссиями по расследованию несчастных случаев (госинспекторами труда, проводящими расследование самостоятельно) в 2011 и 2012 годах, можно представить в виде следующей таблицы:


Наименование причины Код Кол-во н/сл Кол-во н/сл
за 12 мес. за 12 мес.
2011 года 2012 года

Конструктивные недостатки и недостаточная 01 3 3
надежность машин, механизмов, оборудования

Несовершенство технологического процесса 02 3 0

Эксплуатация неисправных машин, механизмов, 03 8 3
оборудования

Неудовлетворительное техническое состояние 04 7 6
зданий, сооружений, территории

Нарушение технологического процесса 05 21 11

Нарушение требований безопасности при 06 8 13
эксплуатации транспортных средств

Нарушение правил дорожного движения 07 10 23

Неудовлетворительная организация 08 64 51
производства работ

Неудовлетворительное содержание и 09 9 9
недостатки в организации рабочих мест

Недостатки в организации и проведении 10 13 17
подготовки работников по охране труда

Неприменение работником средств 11 12 10
индивидуальной защиты

Нарушение работником трудового распорядка и 13 9 9
дисциплины труда

Использование пострадавшего не по 14 1 0
специальности

Прочие причины, квалифицированные по 15 45 33
материалам расследования несчастных случаев

ИТОГО: 213 188


Из представленных в таблице данных видно, что в 2011 и 2012 годах наиболее частыми причинами н/сл являлись:


Наименование причины Кол-во % от Кол-во % от
н/сл за общего н/сл за общего
12 мес. кол-ва 12 мес. кол-ва
2011 года 2012 года

Неудовлетворительная организация 64 30% 51 27%
производства работ

Нарушение требований безопасности 8 13

при эксплуатации транспортных средств 4% 7%
и нарушение правил дорожного движения

Недостатки в организации и проведении 13 6% 17 9%
подготовки работников по охране труда

Неприменение работником средств 12 6% 10 5%
индивидуальной защиты

Нарушение технологического процесса 21 10% 11 6%

Прочие причины, квалифицированные по 45 21% 33 18%
материалам расследования несчастных
случаев

ИТОГО: 77% 72%


Доля прочих причин по отношению к общему числу несчастных случаев составила 17% в 2012 году против 21% в 2011 году.
Анализ данных показывает, что при уменьшении общего количества производственных н/сл с тяжелыми последствиями за 2012 год, наблюдается тенденция к снижению доли причин, квалифицированных по материалам расследования как "прочие" причины.

Анализ истинных причин несчастных случаев,
которые были квалифицированы комиссиями по
расследованию (госинспекторами труда, проводившими
расследование самостоятельно) по материалам
расследования как прочие причины

Из 33 несчастных случаев, которые были квалифицированы комиссиями по расследованию (госинспекторами труда, проводившими расследование самостоятельно) по материалам расследования как "прочие" причины, чаще всего определялись исходя из следующих обстоятельств получения травмы:
- в результате противоправных действий посторонних лиц (10 н/сл);
- в результате неосторожности самого пострадавшего, не связанного с нарушениями требований охраны труда (18 н/сл);
- в результате внезапного ухудшения состояния здоровья пострадавшего (5 н/сл).
Таким образом, проведя анализ истинных причин указанных н/сл можно сделать вывод о том, что прочие причины н/сл указывались комиссиями по расследованию (госинспекторами труда, проводившими расследование самостоятельно) только в тех случаях, когда обстоятельства травмирования не были связанны с нарушениями требований охраны труда и не подпадали под перечень других причин (коды с 01 по 14) указанных в классификаторе.

Анализ основных видов (типов) несчастных случаев
на производстве с тяжелыми последствиями,
происшедших в отчетный период

Основные виды (типы) н/сл на производстве с тяжелыми последствиями, которые были определены комиссиями по расследованию несчастных случаев (госинспекторами труда, проводящими расследование самостоятельно) в 2011 и 2012 годах, можно представить в виде следующей таблицы:


Наименование вида (типа) Код Кол-во н/сл Кол-во н/сл
за 12 мес. за 12 мес.
2011 года 2012 года

Транспортные происшествия, всего 01. 13 27

Падение пострадавшего с высоты 02. 66 61

Падение, обрушение, обвалы предметов, 03. 24 23
материалов, земли и пр.

Воздействие движущихся, разлетающихся, 04. 39 46
вращающихся предметов, деталей, машин
и т.д.

ИТОГО: 142 157


Из представленных в таблице данных следует, что в 2011 и 2012 годах наиболее частыми (67% в 2011 году и 83% в 2012 году) видами (типами) н/сл являлись:
- падение пострадавшего с высоты - (31% в 2011 году и 32% в 2012 году);
- воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (18% в 2011 году и 24% в 2012 году);
- падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. (11% в 2011 году и 12% в 2012 году);
- транспортные происшествия (6% в 2011 году и 14% в 2012 году).
Цифровые показатели уровня производственного травматизма за 2012 год при сравнении с аналогичным периодом предыдущего года отражают выявленные ранее тенденции и характеризуют общее состояние безопасности на рабочих местах края.
Анализ свидетельствует, что наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом традиционно наблюдается в организациях таких видов экономической деятельности как строительство, обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское хозяйство, лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых.
Кроме того, высокий уровень производственного травматизма обусловлен, прежде всего, подготовкой объектов к саммиту АТЭС 2012 последующее строительство объектов, где работодателями мало уделяется внимания безопасным условиям труда.
Анализ происшедших в учетном периоде в организациях несчастных случаев с тяжелыми последствиями свидетельствует о том, что практически каждый третий работник пострадал (получил тяжелую травму либо погиб) в результате неудовлетворительной организации производства работ, а каждый четвертый - в результате нарушения требований безопасности при эксплуатации транспортных средств.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что увеличение темпов экономического роста в отдельных отраслях приводит к росту производственного травматизма.
Не имели несчастных случаев на производстве с летальным исходом организации 4 (2011 год - 3) городских округов (ЗАТО г. Б. Камень, Дальнегорский, Партизанский, ЗАТО г. Фокино) и 12 (2011 год - 13) муниципальных районов (Анучинский, Дальнереченский, Кировский, Надеждинский, Октябрьский, Пограничный, Спасский, Тернейский, Ханкайский, Хорольский, Шкотовский, Яковлевский).

Сведения о надзоре и контроле
за реализацией прав работников на получение обеспечения
по обязательному социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
а также за назначением, исчислением и выплатой
пособий по временной нетрудоспособности
за счет средств работодателя

За истекший период 2012 года Государственной инспекцией труда в Приморском крае в отношении указанной категории проведено 12 проверок. Выявлено 14 нарушений.
По результатом проверок выдано 12 предписаний. Наложено 12 административных штрафов на должностных и юридических лиц, виновных в нарушениях прав работников на получение обеспечения.

Сведения о надзорных мероприятиях, направленных
на обеспечение хозяйствующих субъектами соблюдения
требований трудового законодательства в отношении,
привлекаемых ими в установленном порядке иностранных
работников, а также о контроле за соблюдением ограничений
по использованию иностранной рабочей силы, ежегодно
устанавливаемых Правительством Российской Федерации

В целях реализации требований и положений Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда и Протокола 1995 года к ней, Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1086 "Об установлении на 2012 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации, а также обеспечения защиты трудовых прав иностранных граждан, включая право на безопасные условия труда, в течение 2012 года Государственной инспекцией труда в Приморском крае продолжалось осуществление системного государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основной формой которого являлось проведение проверок соблюдения требований законодательства о труде и охране труда в организациях, с последующей выдачей обязательных для исполнения предписаний и привлечением виновных к ответственности в соответствии с законодательством.
В частности, в указанных целях, в истекшем периоде 2012 года Государственной инспекцией труда в Приморском крае самостоятельно, а также совместно с органами прокуратуры, УФМС по Приморскому краю было проведено 24 проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих различные виды экономической деятельности и использующих труд иностранных работников.
В ходе проведенных проверок было выявлено более 80 нарушений трудового законодательства в отношении привлекаемых к трудовой деятельности иностранных работников.
Анализ результатов и материалов проведенных проверок свидетельствует о том, что наиболее распространенными нарушениями трудового законодательства, допускаемыми работодателями в отношении привлекаемых ими к трудовой деятельности иностранных работников, являются нарушения требований трудового законодательства по вопросам содержания трудового договора, оформлению трудовых книжек, несвоевременной выплаты заработной платы и охраны труда.
По результатом проведенных проверок в целях пресечения выявленных нарушений трудового законодательства государственными инспекторами труда было выдано 24 предписания, наложено денежных штрафов на 17 виновных лиц, в том числе на должностных и юридических лиц на общую сумму 294,5 тыс. рублей.
Под надзором Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в 2012 году находилось 2548 промышленных объектов (2011 г. - 2533, 2010 г. - 2541, 2009 г. - 2549, 2008 г. - 2812).
Распределение промышленных объектов по группам санитарно-эпидемиологического благополучия свидетельствует, что к I группе относится 29,7% (2011 г. - 29,6%), ко II группе - 65,3% (2011 г. - 64,6%), к III группе - 5,0% (2011 г. - 5,8%) от общего числа промышленных объектов. По сравнению с 2011 г. уменьшилось на 0,1% количество объектов I группы, увеличилась численность объектов II группы на 0,7% и уменьшилась численность объектов III группы на 0,8%. В целом по краю численность объектов III группы составила 5,0%, при индикативном показателе 6,8% ВЦП "Гигиена и здоровье на 2012 год". В структуре промышленных объектов индикативный показатель результативности - ежегодное уменьшение удельного веса промышленных объектов III группы на 0,5%.
По сравнению с показателями Российской Федерации удельный вес промышленных объектов I группы выше на 4,93% (2012 г. - 29,7%, РФ - 24,77%), объектов III группы - ниже на 6,54% (2012 г. - 5,0%, РФ - 11,54%).
В рамках государственного надзора в 2012 году на промышленных объектах проведено 558 обследований, в том числе 279 в порядке плановых мероприятий по надзору, что составляет 50% от общего числа обследований.
Основаниями для проведения внеплановых мероприятий по надзору послужили: контроль выполнения предписаний - 84,0% (2011 - 81,0%), обращения, заявления граждан - 8,5% (2011 - 7,6%) запросы органов прокуратуры - 0,4% (2011 - 5,5%), другие - 7,1% (2011 - 5,9%).
Лабораторно-инструментальные методы исследований применены при обследовании 294 (2011 г. - 216) промышленных объектах, что составляет 58,1% (2011 - 61,4%) от числа обследованных объектов.

Основные показатели деятельности
("Организация и осуществление государственного
санитарно-эпидемиологического надзора")


Показатели Единица Отчетный период Целевое
измерения значение
2010 г. 2011 г. 2012 г.

1. Число промышленных Абсолютное 2541 2533 2548
объектов, подлежащих число
государственному надзору

2. Охват промышленных % 19,2 7,7 11,0
объектов в порядке
плановых мероприятий по
надзору от числа
промышленных объектов,
находящихся на контроле

3. Удельный вес % 7,0 5,8 5,0 Ежегодно
промышленных объектов на 0,5%
III группы санитарно-
эпидемиологического
благополучия всего


Выполнено в 2012 году в порядке
внеплановых мероприятий по надзору


Наименование Всего объектов Всего часов
объекта
всего контроль обращения, запросы запросы другие всего контроль обращения, запросы запросы другие
предписаний заявления прокуратуры Роспотребнадзора предписаний заявления прокуратуры Роспотребнадзора
граждан граждан

Промышленные 279 234 24 1 0 20 6274 5616 384 16 0 320
объекты
всего


Снижение удельного веса
вредных факторов производственной среды

По сравнению с 2011 г. снизился удельный вес неудовлетворительных исследований по освещенности на 1,6%, по ЭМП на 3,3%, по вибрации на 12,5%, по шуму на 6,2%, но вместе с тем превысил по параметрам микроклимата на 12,3%.

Удельный вес неудовлетворительных исследований
по отдельным физическим факторам производственной
среды за 2010 - 2012 гг.


Физические факторы 2010 г. 2011 г. 2012

Шум 23,0 27,1 20,9

Вибрация 22,3 27,2 14,7

ЭМП 5,7 5,8 2,5

Микроклимат 7,6 1,0 13,3

Освещенность 12,9 13,8 12,2


Число исследованных проб на пары и газы, из них превышающих ПДК (%) уменьшилось на 0,6%, число исследованных проб на пыль и аэрозоль, превышающих ПДК - уменьшилось на 5,2%. Удельный вес проб веществ 1 и 2 классов опасности, с превышением ПДК на пары и газы снизился на 0,2%, на пыль и аэрозоли снизился на 6,5%. В 2012 году исследовано 2617 проб на пары и газы, пыль и аэрозоль, из них неудовлетворительных - 66 проб, что составляет 2,5% от общего количества исследованных проб (2011 г. - 4,4%).

Результаты контроля состояния воздушной среды
рабочей зоны (абсолютные цифры и удельный
вес (%) за 2010 - 2012 гг.)


Наименование работы и лабораторных Абсолютные и относительные
исследований показатели

2010 г. 2011 г. 2012 г.

Обследовано предприятий лабораторно (%) 39,3 56,3 58,1

Число исследованных проб на пары и газы 2226 2276 1850

- из них превышает ПДК 36 37 18

- (%) 1,6 1,6 1,0

Число исследованных проб на пыль и аэрозоль 1084 905 767

- из них превышает ПДК 68 104 48

- (%) 37 11,5 6,3

Удельный вес проб веществ 1 и 2 класса с
превышением ПДК

- пары, газы (%) 0,6 1,4 1,2

- пыль и аэрозоль (%) 6,7 10,4 3,9


Выполнение индикативных показателей ВЦП "Гигиена и здоровье" за 2012 год по разделу "Производственная среда" отмечается по таким производственным факторам как шум, вибрация, ЭМП, загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, и не достигнуты индикативные показатели по параметрам микроклимата и освещенности.

Снижение профессиональной заболеваемости
среди работающих на промышленных предприятиях

В Приморском крае за последние 3 года зарегистрировано 377 случаев профессиональных заболеваний (отравлений), из них: 2012 г. - 67 случаев, 2011 г. - 126 случаев, 2010 г. - 184 случая. При ежегодном динамическом снижении профессиональных заболеваний в период с 2006 по 2009 гг., в 2010 году в крае резко возросло число профессиональных заболеваний на 33,7% или в 1,5 раза. Начиная с 2011 года наметилась тенденция снижения профессиональных заболеваний. Так в 2011 г. произошло снижение по количеству профессиональных заболеваний на 31,5%, в 2012 году на 46,9% или в 1,9 раза.
Показатель профессиональной заболеваемости в 2012 году составил 1,1 на 10000 работающих во вредных и опасных условиях труда, против 2,1 - в 2011 г. (2010 г. - 3,1). Показатель профессиональной заболеваемости по краю ниже показателя по РФ (1,92) на 0,8 и остается ниже показателя по Дальневосточному федеральному округу 2010 г. - на 1,3 (2,46).

Показатель профессиональной заболеваемости
за 2010 - 2012 годы (на 10 тыс. работающих)


Годы Профотравления Профзаболевания Профзаболевания и
профотравления

Приморский РФ Приморский РФ Приморский РФ
край край край

2010 0,19 0,04 2,94 1,69 3,13 1,73

2011 0,15 0,03 1,95 1,89 2,1 1,92

2012 0 1,1 1,1


В основном число профессиональных заболеваний регистрируется на предприятиях с частной формой собственности. Все случаи профессиональных заболеваний, зарегистрированных в 2012 году, являются хроническими - 100%, острых отравлений и профзаболеваний не зарегистрировано.

Удельный вес случаев острых и хронических профессиональных
заболеваний и отравлений за 2010 - 2012 годы
в сравнении с РФ (в %)


Годы Профзаболевания Профотравления Профзаболевания и
отравления

Острые хронические Острые хронические острые хронические

ПК РФ ПК РФ ПК РФ ПК РФ ПК РФ ПК РФ

2010 0 0,25 96,2 98,27 0 0,84 3,8 0,64 0 1,09 100 98,91

2011 0 0,11 94,9 98,5 1,6 1,02 3,5 0,36 1,6 1,13 98,4 98,87

2012 0 100 0 100 100


При анализе состояния профессиональной патологии определились приоритетные виды экономической деятельности, где показатель профессиональной заболеваемости превышает по краю. Высокий уровень профессиональной патологии зарегистрирован в следующих отраслях экономики (на 10 тыс. работающих): металлургическая (20,8), угольная промышленность (18,7), лесозаготовительная (4,5), сельское хозяйство (3,4), лесное хозяйство (3,0), транспорт - (1,9), строительство (1,6).
На транспорте, в промышленности строительных материалов, лесозаготовительной и химической промышленности за последние три года наметилась тенденция динамичного снижения показателя профессиональной заболеваемости.
Показатель профессиональной заболеваемости среди женщин на 10 тысяч работающих во вредных и опасных условиях труда составил 0,8, что выше показателя 2011 г. - на 0,4 (выше 2010 г. - на 0,6). Хронические формы впервые установленных профессиональных заболеваний (отравлений) у женщин составили 100% (2011 - 88,9% и острое отравление - 11%).
Удельный вес профессиональных заболеваний среди женщин за 2012 г. возрос в 2,8 раза и составил 20,0%, против 7,1% в 2011 г. (2010 - 16,3%) и выше показателя РФ на 3,8%.

Удельный вес женщин по профессиональной заболеваемости
в Приморском крае и РФ за 2010 - 2012 гг. (в %)


2010 г. 2011 г. 2012 г.

РФ 16,5 16,2

ПК 16,3 7,1 20,0


В структуре хронических профессиональных заболеваний по краю в 2012 году преобладают:
- заболевания, связанные с воздействием физических факторов - 38,6% (2011 г. - 64,29%, 2010 г. - 60,9%);
- заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем - 24,3% (2011 г. - 11,1%, 2010 г. - 9,2%);
- заболевания (интоксикации) вызванные воздействием химических факторов - 11,3% (2011 г. - 12,71%, 2010 г. - 14,7%);
- заболевания, вызванные воздействием промышленных аэрозолей - 11,3% (2011 г. - 7,93%, 2010 г. - 7,6%);
- заболевания, вызванные действием биологических факторов - 10,0% (2011 г. - 3,97%, 2010 г. - 7,6%);
- заболевания, вызванные воздействием аллергенов - 4,3%.
По нозологическим формам в структуре профессиональной заболеваемости за отчетный период лидирующее место занимает радикулопатия - 24,3% (2010 г. - 5,4%, 2011 г. - 8,7%), затем нейросенсорная тугоухость - 17,1% (2010 г. - 17,5%, 2011 - 17,1%) и на третьем месте - вибрационная болезнь и хронический бронхит, на которые приходится по 12,9% (вибрационная болезнь 2010 г. - 32,6%, 2011 г. - 33,3%, хронический бронхит - 2010 г. - 9,8%, 2011 г. - 9,5%).
Удельный вес профессиональных заболеваний, выявленных при проведении периодических медицинских осмотров в 2012 г. составил 68,6%, что ниже уровня прошлого года на 16,9% (2011 г. - 85,48%, 2010 г. - 86,9%) и ниже показателя по Российской Федерации на 0,7% (69,2%).

Распределение профессиональных заболеваний
по выявлению за 2010 - 2012 годы (в %)


выявлено 2010 г. 2011 г. 2012 г.

ПК РФ РФ ПК РФ ПК

При периодическом мед. 86,96 70,7 69,2 85,48 68,6
осмотре

При обращении 13,04 29,3 30,8 14,52 31,4


Улучшение качества профилактических медицинских осмотров


Охват профилактическими медицинскими осмотрами работников остался на уровне прошлого года и составил 96,8% в 2012 г. (2011 г. - 96,6%, 2010 г. - 94,7%), при этом произошло количественное уменьшение охваченных периодическими медицинскими осмотрами работающих в 1,8 раза, что связано с введением в действие приказа МЗ и СР от 12.04.2012 № 302н "Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры", согласно которого периодичность прохождения медицинского осмотра в основном предусмотрена 1 раз в 2 года.
Так в 2012 году по данным представленных заключительных актов подлежало 61804 человек, фактически осмотрено 59826 человек (в 2011 г. - 109448 и 105694 соответственно; в 2010 г. - 107988 и 102262 соответственно).
При этом на базе краевого центра профпатологии осмотрено 13718 человек из 14658 подлежащих (в 2011 г. осмотрено 15878 человек из 16579 подлежащих), охват профилактическими медицинскими осмотрами работников на базе краевого центра профпатологии снизился и составил 94,5% против 95,8% 2011 года (2010 г. - 99,1%).
За несвоевременное проведение периодических медицинских осмотров к руководителям промышленных предприятий применялись меры административного принуждения, составлено 178 протоколов (2011 г. - 170, 2010 г. - 167) и 12 (2011 г. - 14) дел передано для рассмотрения судьям за невыполнение предписаний должностного лица.

Государственный надзор по радиационной гигиене

Оценка состояния радиационной безопасности населения Приморского края осуществляется путем проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора на радиационных объектах и контроля всех видов облучения: в условиях нормальной эксплуатации источников ионизирующего излучения (ИИИ), от природных источников излучения, при медицинском облучении и в результате радиационных аварий и ситуаций. В структуре коллективных доз облучения населения, по-прежнему, наибольший вклад в дозу облучения населения края вносят природные и медицинские источники ионизирующего излучения (99,78%); на долю деятельности предприятий, использующих техногенные источники ионизирующего излучения и техногенно измененного радиационного фона, в том числе за счет глобальных выпадений приходится 0,22%. Радиационная обстановка на территории Приморского края в 2012 году по сравнению с предыдущими годами не изменилась и остается удовлетворительной. Среднее значение мощности дозы гамма-излучения на открытой местности в целом, находилось в пределах естественного радиационного фона (0,12 - 0,16 мкЗв/час) составило 0,14 мкЗв/час. Годовая эффективная доза облучения населения Приморского края от всех источников ионизирующего излучения в расчете на 1 жителя составила 3,6 мЗв в год, что не превышает средний показатель по Российской Федерации - 3,81 мЗв/год.
Радиационный мониторинг проб объектов окружающей среды, содержания радионуклидов в пищевых продуктах и продовольственном сырье подтверждает отсутствие радиоактивного загрязнения и обеспечение норм радиационной безопасности.
В 2012 году продолжалась работа по ограничению облучения населения природными источниками. Значения средней годовой эффективной дозы облучения населения от всех основных источников природного облучения составили менее 5 мЗв/год, что соответствует приемлемому уровню природного облучения.
В соответствии с Федеральным Законом "О радиационной безопасности населения" ежегодно проводится работа по радиационно-гигиенической паспортизации организаций, учреждений, предприятий и территории края. В рамках Единой государственной системы учета и контроля доз (ЕСКИД) осуществляется оценка доз облучения персонала и населения от всех основных источников ионизирующего излучения. По данным радиационно-гигиенического паспорта территории края, используют источники ионизирующего излучения 313 объектов. Охват радиационно-гигиенической паспортизацией организаций, работающих с ИИИ и находящихся под надзором Роспотребнадзора составил 87%.
Средние индивидуальные годовые эффективные дозы персонала группы А и Б не превышали основные пределы доз, регламентированные СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)". Случаев лучевой патологии среди персонала не зарегистрировано.
В 2012 году на территории Приморского края зарегистрировано четыре радиационных аварий, в том числе: два случая (50%) - в морском порту г. Владивостока выявлены контейнера с металлическими трубами б/у, имеющими поверхностное загрязнение природными радионуклидами; в одной из партий лома черного металла, поступившей на территорию морского порта г. Владивостока, обнаружено шесть стрелочных приборов, содержащих светомассу постоянного действия на основе радия - 226 и на центральной площади г. Владивостока обнаружены три поливинилхлоридовых мешка с радиоизотопными приборами 1 группы - дымоизвещателями типа РИД-6М и РИД-1 с источниками ионизирующего излучения - плутоний-239 и никель-263. По всем радиационным авариям проведены расследования. Выявленные источники ионизирующего излучения были переданы для дальнейшего захоронения в специализированную организацию.
В соответствии с приказом Федеральной службы Роспотребнадзора на территории края осуществлялись надзорные мероприятия и проводился социально-гигиенический мониторинг по выполнению приказа Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю "Об усилении надзора за показателями радиационной безопасности питьевой воды" № 87 от 28.04.2010. В 2012 году ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" обследовано 27,8% источников централизованного водоснабжения по показателям суммарной альфа и бета-активности (в 2011 году - 48%) и 1,8% - источников нецентрализованного водоснабжения (в 2011 году - 1,8%), превышений критериев первичной оценки питьевой воды не зарегистрировано.
С целью недопущения необоснованного облучения населения и радиоактивного загрязнения территории Приморского края с момента возникшей аварии на японской атомной электростанции "Фукусима-1" продолжает проводится радиационный мониторинг объектов окружающей человека среды, а также контроль за грузами, поступающими из Японии.
Проведена корректировка мониторинговых точек радиационного контроля. Подготовлен ежегодный справочник "Дозы облучения населения Приморского края".
Продолжается ведение регионального банка данных лиц, подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов. Информация о радиационной обстановке на территории Приморского края еженедельно размещается на сайте Управления. В отчетном году государственный санитарно-эпидемиологический надзор за объектами, на которых используются источники ионизирующего излучения, проведен в 97 учреждениях и организациях края, из них в 43,3% выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил.
По результатам надзорных мероприятий, за выявленные нарушения санитарного законодательства составлено 812 протоколов об административном правонарушении, вынесено 651 постановление о назначении административного наказания, в том числе 7 или 1,1%, предупреждений, 644 или 98,9% на административный штраф, с общей суммой наложенных штрафов 2041,8 тыс. рублей.
По вопросам обеспечения необходимых мероприятий, направленных на оздоровление условий труда на производствах края, продолжается взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти, государственными надзорными органами, органами здравоохранения, лечебно-профилактическими учреждениями. Вопросы по организации и проведения производственного контроля за факторами производственной среды на рабочих местах, организации и проведения периодических медицинских осмотров, по снижению уровня профессиональной патологии, в отчетном году заслушаны на заседаниях краевой, городских и муниципальных межведомственных комиссиях по охране труда, на совещаниях при Главах администраций городских и районных муниципальных образований. Кроме того, вопросы по организации и проведению периодических медицинских осмотров, в связи с введением в действие приказа МЗ и СР от 12.04.2012 № 302н "Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры" обсуждались на медицинских советах и аппаратных совещаниях при главных врачах лечебно-профилактических организаций.
Проведены семинары-совещания для руководителей и специалистов по охране труда предприятий и организаций на тему "Об организации и проведении предварительных и периодических медицинских осмотров" во всех муниципальных образованиях и городских округах.
В соответствии с планом работы и по инициативе Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю подготовлен и заслушан вопрос на заседании межведомственной комиссии по охране труда Владивостокского городского округа "О состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости работников строительной отрасли". Подготовлены и заслушаны вопросы на заседаниях межведомственной комиссии по охране труда городских округов: Лесозаводского, Уссурийского, Спасск-Дальний и муниципальных образований: Спасского, Черниговского, Хорольского: "О состоянии условий труда, заболеваемости и результатах периодических медицинских осмотров".
Дальневосточным управлением Ростехнадзора в 2012 году проведено 2464 проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В ходе проведения проверок выявлено 10058 нарушений. Из них невыполнение обязательных требований законодательства - 9929, невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора) - 129. По результатам проверок выдано предписаний - 887, наложено 956 административных штрафов на общую сумму 2411 тыс. рублей.

Использование сумм страховых взносов
на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний
на финансовое обеспечение предупредительных мер
по сокращению производственного травматизма
и профессиональных заболеваний работников


2012

количество количество использованная
предприятий рабочих сумма, всего
мест/работников (руб.)

Всего предприятий, 261 139749 62404920
израсходовавших суммы на
финансовое обеспечение
предупредительных мер по
сокращению производственного
травматизма и профессиональных
заболеваний работников. Из них
на:

- проведение аттестации 108 4125 13219286
рабочих мест по условиям труда

- проведение мероприятий по 2 8 2480941
приведению уровней
запыленности и загазованности
воздуха, уровней шума и
вибрации и уровней излучений в
соответствие с

- обучение по охране труда 29 188 487480

- приобретение работникам, 81 11664 18215427
занятым на работах с вредными
и (или) опасными условиями
труда, а также на работах,
выполняемых в особых
температурных условиях или
связанных с загрязнением,
специальной одежды,
специальной обуви и других
средств индивидуальной защиты,
а также смывающих и (или)
обезвреживающих средств

- санаторно-курортное лечение 13 271 6939813
работников, занятых на работах
с вредными и (или) опасными
производственными факторами

- проведение обязательных 61 11214 14807684
периодических медицинских
осмотров (обследований)
работников, занятых на работах
с вредными и (или) опасными
производственными факторами

- обеспечение работников 1 477 5725787
лечебно-профилактическим
питанием

- приобретение приборов для 1 7 168500
определения наличия и уровня
содержания алкоголя
(алкотестеры или алкометры)


Информация подготовлена с учетом информации, представленных:

Государственной инспекцией труда в Приморском крае;
Дальневосточным управлением федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю;
ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
Администрациями городских округов и муниципальных районов Приморского края;
Департаментом труда и социального развития Приморского края.


------------------------------------------------------------------