Решение Приморского краевого суда от 17.12.2013 N 3-69/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Администрации Приморского края от 08.07.2013 N 274-па "О внесении изменения в постановление Администрации Приморского края от 13.10.2008 N 252-па "Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения">



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. № 3-69/2013

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Д" о признании недействующим постановления Администрации Приморского края от 8 июля 2013 г. № 274-па "О внесении изменения в постановление Администрации Приморского края от 13 октября 2008 г. № 252-па "Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Д" обратилось в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы ООО "Д".
В обоснование нарушения своих прав заявитель сослался на то, что он как правопреемник ООО "Ч" на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины № 111/29 от 22 октября 2008 г., заключенного этим обществом с Управлением лесным хозяйством Приморского края, является арендатором лесного участка площадью 52443 га, значительная часть которого приходится на территорию заказника "Б".
В результате внесенных в первоначальную редакцию Положения о заказнике "Б" оспариваемых изменений введен запрет на проведение рубок лесных насаждений на территории заказника, за исключением мероприятий по уходу за лесами, что существенно затронуло интересы заявителя, т.к. доступные запасы ликвидной древесины сосредоточены именно на территории заказника.
Заявитель полагает, что оспариваемое постановление противоречит статье 87 Лесного кодекса РФ, которой предусмотрено, что ограничение использования лесов устанавливается лесохозяйственным регламентом, который является основой осуществления использования, а также статье 28 Лесного кодекса РФ, т.к. вводит запрет обществу как арендатору лесного участка на использование арендованного лесного участка в соответствии с условиями договора аренды.
Кроме того, оспариваемое постановление противоречит статьям 71, 72 Лесного кодекса РФ о договоре аренды лесного участка и положениям гражданского законодательства - статье 422 Гражданского кодекса РФ. Полагает, что Администрация Приморского края не правомочна издать норму права, согласно которой оспариваемое постановление распространяет свое действие на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, поскольку в силу пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ кроме закона никакой другой нормативный акт, в том числе подзаконные акты исполнительных или иных органов, не могут отменить условия действия ранее заключенных гражданско-правовых договоров.
Заявитель полагает, что оспариваемое постановление противоречит подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", запрещающим органам государственной власти субъекта принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, а также пункту 3 статьи 15 названного Федерального закона.
Оспариваемое постановление не соответствует социально оправданным целям, не имеет каких-либо экспертных обоснований.
В судебном заседании представитель ООО "Д" П.С.Н. заявление поддержал в той же редакции и по тем же основаниям.
Представитель Администрации Приморского края Г.И.В. с заявлением не согласилась, просила в его удовлетворении отказать по следующим основаниям.
Оспариваемое постановление принято Администрацией Приморского края в рамках полномочий, которыми она наделена статьей 22, частью 3 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон).
Необходимость принятия постановления от 08.07.2013 № 274-па вызвана объективными обстоятельствами.
Оно принято для соблюдения цели и задач создания заказника, во исполнение Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", а также в целях исполнения поручения Руководителя Администрации Президента Российской Федерации по вопросам совместного ведения.
Принятие постановления от 08.07.2013 № 274-па правомерно и в силу того, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (статья 82 Лесного кодекса РФ); действующее законодательство не содержит запрета на изменение режима особой охраны заказника в период его существования (часть 3 статьи 24 Закона); на территории заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Оспариваемое постановление не нарушает прав заявителя, т.к. у него имеется возможность осуществлять заготовку древесины на лесных участках, предоставленных по договору аренды, не расположенных в границах заказника. В границах заказника заявителю предоставлено право осуществлять рубку средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами. При этом изменения договора аренды не требуется, поскольку предмет договора (лесные участки) как существенное условие договора не меняется.
Выслушав представителя ООО "Д" П.С.Н., представителя Администрации Приморского края Г.И.В., заключение прокурора, полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявления ООО "Д" надлежит отказать в связи со следующим.
Постановлением Администрации Приморского края от 13.10.2008 № 252-па утверждено Положение о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения "Б" (далее - Положение).
Разделом 4 Положения урегулирован режим особой охраны заказника, который в первоначальной редакции предусматривал, что на территории заказника запрещаются, в частности, сплошные рубки лесных насаждений (абзац третий пункта 4.1 Положения).
Оспариваемым постановлением Администрации Приморского края от 08.07.2013 № 274-па, опубликованным в официальном издании "П" 12 июля 2013 г. № 64 (795), в Положение внесено изменение: абзац третий пункта 4.1 изложен в новой редакции: "проведение рубок лесных насаждений, за исключением мероприятий по уходу за лесами", т.е. в силу новой редакции Положения на территории заказника запрещено проведение не только сплошных, но и выборочных рубок лесных насаждений.
Заявитель оспаривает данное постановление, ссылаясь на нарушение его прав данным нормативным правовым актом и противоречие его законодательству, имеющему большую юридическую силу.
При этом заявитель отказался от предложения суда в ходе предварительной подготовки дела уточнить требования с тем, чтобы суд проверил абзац третий пункта 4.1 Положения в редакции постановления Администрации Приморского края от 08.07.2013 № 274-па, и настаивал в ходе судебного разбирательства на рассмотрении судом заявления о проверке в порядке нормоконтроля постановления от 08.07.2013 № 274-па, в связи с чем дело рассмотрено в пределах заявленных требований.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72, части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и последние вправе принимать по ним законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ в ред. от 25.06.2012 "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Пунктом 3 статьи 24 Закона предусмотрено, что задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
В соответствии со статьей 12 Закона Приморского края от 11.05.2005 № 245-КЗ с последующими изменениями "Об особо охраняемых природных территориях Приморского края" к полномочиям Администрации Приморского края относится принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Приморского края (пункт 2 части 1); принятие решений об образовании, реорганизации, ликвидации особо охраняемых природных территорий краевого значения, лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, утверждении и изменении границ, утверждении положений об этих территориях (пункт 4 части 1).
Комплексный заказник краевого значения "Б" в Чугуевском районе Приморского края создан решением Приморского крайисполкома от 16.02.1976 № 49, им же утверждены границы заказника.
В последующем положения о данном заказнике принимались постановлением Губернатора Приморского края от 30.04.1996 № 268 (срок действия заказника продлен до 2005 года), постановлением Администрации Приморского края от 30.03.2005 № 67-па (срок действия заказника продлен до 31 декабря 2014 г.).
Действующим постановлением Администрации Приморского края от 13.10.2008 № 252-па, принятым в целях приведения положений о государственных природных заказниках краевого значения в соответствие с действующим законодательством, утверждено новое положение о заказнике "Б", которым он определен как биологический (зоологический), заказник организован без ограничения срока действия (пункт 1.5 Положения), что свидетельствует о бессрочности его статуса как особо охраняемой природной территории.
С учетом указанных норм права оспариваемое постановление Администрации Приморского края от 08.07.2013 № 274-па, которым изменен (усилен) режим особой охраны государственного природного биологического (зоологического) заказника краевого значения "Б", принято уполномоченным органом - Администрацией Приморского края в пределах собственной компетенции. Постановление опубликовано в установленном порядке.
Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений этого акта (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Довод представителя заявителя в судебном заседании о том, что оспариваемое постановление могло быть принято Администрацией Приморского края только в случае принятия соответствующих изменений, введенных специальным Федеральным законом либо внесенных в Лесной кодекс РФ, на законе не основан.
Довод заявителя о том, что оспариваемое постановление не имеет каких-либо экспертных обоснований, не свидетельствует о нарушении процедуры его принятия.
В перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, установленный статьей 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ в редакции от 18.12.2006 № 232-ФЗ "Об экологической экспертизе", оспариваемое постановление не входит, т.к. является нормативным правовым актом и не относится к нормативно-технической и инструктивно-методической документации, для которых проведение такой экспертизы необходимо.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Цель создания заказника "Б" - сохранение и увеличение численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также редких и исчезающих видов животных и растений (пункт 1.2 Положения).
Установленное оспариваемым постановлением ограничение в заказнике "Б" рубок лесных насаждений, за исключением мероприятий по уходу за лесами, соответствует целям создания данного заказника и режиму особой охраны территорий государственных природных заказников.
По своему содержанию как направленный на сохранение природного комплекса заказника и уменьшение негативного воздействия на него антропогенного фактора, сопряженного с промышленной заготовкой древесины, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует назначению государственного природного заказника "Б", имеющего профиль биологического (зоологического), т.е. предназначенного для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях (подпункт "б" пункта 4 статьи 22 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Суд находит убедительными в силу их очевидности доводы представителя Администрации Приморского края об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия оспариваемого нормативного правового акта: противоречие целям и задачам создания заказника осуществление в нем более 20 лет хозяйственной деятельности, связанной с рубками лесных насаждений; вред природным комплексам и их компонентам от этой деятельности; негативное воздействие данной деятельности на сохранение и увеличение численности амурского тигра и его местообитания; уменьшение кормовой ценности угодий для копытных; сопровождение промышленной заготовки древесины строительством широкой сети лесных дорог для доставки оборудования на вахты лесорубов и вывоза леса, что само по себе является фактором беспокойства животных на территории заказника.
Суд также учитывает, что оспариваемое постановление принято во исполнение решения совещания у Руководителя Администрации Президента Российской Федерации от 22 октября 2012 г. (пункт 2.1 протокола № 1), которым Администрации Приморского края предписано обеспечить запрет на использование лесов орехово-промысловых зон и заказников регионального уровня с целью промышленной заготовки древесины.
Таким образом, требованиям федерального и регионального законодательства об особо охраняемых природных территориях оспариваемое постановление по своему содержанию соответствует.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления положениям статей 28 и 87 Лесного кодекса РФ основаны на неправильном толковании норм материального права.
Статьей 28 Лесного кодекса РФ предусмотрен порядок приостановления использования лесов, тогда как в настоящем случае оспариваемым постановлением урегулирован иной вопрос - об усилении режима особой охраны территории государственного природного заказника. Следовательно, проверке на соответствие статье 28 Лесного кодекса РФ оспариваемое постановление не подлежит.
Статьей 87 Лесного кодекса РФ закреплены положения о лесохозяйственном регламенте.
Между тем, лесохозяйственный регламент является вторичным документом по отношению к оспариваемому нормативному правовому акту.
Внесение оспариваемым постановлением изменений в положение о заказнике "Б" в виде усиления режима его особой охраны путем запрета рубок лесных насаждений, за исключением мероприятий по уходу за лесами, влечет за собой изменение лесохозяйственного регламента, что следует из положений статьи 103 Лесного кодекса РФ о правовом режиме лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, а также утвержденного приказом Лесхоза от 04.04.2012 № 126 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (пункты 10, 15).
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления статьям 71, 72 Лесного кодекса РФ о договоре аренды лесного участка и пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ о последствиях принятия после заключения договора закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, основаны на том, что оспариваемое постановление представляет собой односторонний отказ Администрации Приморского края от исполнения обязательств по договору аренды лесного участка от 22 октября 2008 г., заключенного с ООО "Ч", правопреемником которого является ООО "Д".
Между тем, Администрация Приморского края стороной названного договора не является. Арендодателем по нему выступает Управление лесным хозяйством Приморского края.
Как не отрицал в ходе судебного разбирательства представитель заявителя, на настоящее время указанный договор не расторгнут и не изменен, предложений о его расторжении либо изменении в ООО "Д" не поступало.
В случае возникновения спора в связи с реализацией оспариваемого постановления Администрации Приморского края вопросы изменения, расторжения указанного договора с применением положений пункта 2 статьи 422 ГК РФ как связанные с экономической деятельностью общества будут подведомственны арбитражному суду. Они находятся за рамками настоящего дела, рассматриваемого судом в порядке нормоконтроля.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", устанавливающему запрет на ограничивающие конкуренцию акты, безосновательны.
Оспариваемое постановление не предусматривает каких-либо разных условий для осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности по лесозаготовке на территории заказника "Б", а потому оно не может привести к ограничению, недопущению либо устранению конкуренции.
Более того, оспариваемое постановление направлено на установление единообразного режима осуществления такой деятельности на территории заказника "Б" с другими заказниками - "В", "По", Т", "Чс", положения о которых, также утвержденные постановлением Администрации Приморского края от 13.10.2008 № 252, изначально предусматривали запрет на проведение рубок лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан), за исключением мероприятий по уходу за лесами (пункты 4.1 Положений об указанных государственных природных заказниках краевого значения).
Довод заявителя о том, что в нарушение пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в данном случае произошло совмещение функций органа исполнительной власти и функций хозяйствующего субъекта, не учитывает, что стороной договора аренды лесного участка от 22 октября 2008 г. № 111/29 Администрация Приморского края, вопреки утверждению заявителя, не является. Данный договор заключен между Управлением лесным хозяйством Приморского края в лице и.о. начальника управления, действующего на основании Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края, как арендодателем и ООО "Ч" как арендатором.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку судом при рассмотрении настоящего дела не установлено противоречия оспариваемого постановления Администрации Приморского края от 08.07.2013 № 274-па федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заявление ООО "Д" о признании его недействующим удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 197, 198, 252, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Д" о признании недействующим постановления Администрации Приморского края от 8 июля 2013 г. № 274-па "О внесении изменения в постановление Администрации Приморского края от 13 октября 2008 г. № 252-па "Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы, представления через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------