Решение Приморского УФАС России от 18.12.2013 N 55/07-2013 <О признании ненадлежащей рекламы по аренде и перевозкам пассажиров морским транспортом, размещенной на сайте без соответствующей лицензии на предоставление таких услуг>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2013 г. № 55/07-2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е. - заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Макарова Ю.А. - эксперт 1 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев 9 декабря 2013 года дело № 55/07-2013, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), выразившегося в распространении рекламной информации в сети Интернет по аренде и перевозкам пассажиров морским транспортом (катером "А") с признаками нарушения рекламного законодательства, в присутствии представителя лица (Б.А.В.), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, К.Д.Г., действующего на основании доверенности (б/н от 26.10.2013),
в отсутствии представителя заявителя Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом, что подтверждается почтовой карточкой № 69000768013680,

установила:

В Приморское УФАС России 14.08.2013 поступило письмо от Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Дальневосточное Управление Госморнадзор), в котором сообщается о нарушении рекламного законодательства.
В частности, сообщается, что на официальном сайте всероссийской сети "Б" (ОАО "П") по адресу <...> размещалась реклама по аренде и перевозкам пассажиров морским транспортом (катером "А" регистрационный бортовой номер <...>), без соответствующей лицензии (разрешительного документа) на предоставление таких услуг.
Дальневосточным Управлением Госморнадзора установлено, что незаконную предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров морским транспортом осуществляет гр. Б.А.В., которому принадлежит катер "А".
Таким образом, в действиях гр. Б.А.В. по размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу <...> вышеуказанной рекламы усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
На основании изложенного, Приморским УФАС России было возбуждено дело № 55/07-2013 и назначено к рассмотрению на 08.11.2013.
В назначенное время ни гр. Б.А.В. ни его представитель не явились, в материалах дела отсутствует информация о надлежащем уведомлении гр. Б.А.В. о дате, месте и времени рассмотрения настоящего дела, а также документы, запрошенные определением (7056/07-2) им не представлены.
Комиссия посчитала невозможным рассмотрение дела № 55/07-2013 в данном заседании по существу, без получения от стороны по делу дополнительных материалов и информации.
В связи с чем, Комиссией было определено отложить рассмотрение дела и назначить новую дату рассмотрения на 09.12.2013, о чем вынесено соответствующее мотивированное определение (исх. № 7852/07-2).
09.12.2013 в ходе рассмотрения дела представитель К.Д.Г., не согласившись с доводами заявителя, пояснил, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу <...> гр. Б.А.В. не размещал вышеуказанную рекламную информацию и не давал никому поручений о ее распространении.
Кроме того, Комиссия отмечает, что гр. Б.А.В. не представил запрашиваемые документы.
Представитель К.Д.Г. по данному факту пояснил, что с декабря гр. Б.А.В. находится за границей, в связи с чем, представить запрашиваемые документы не смог.
Однако, почтовая карточка о получении определения (исх. № 7852/07-2) датирована 21.11.2013, и у гр. Б.А.В. было достаточно времени на предоставление запрашиваемых антимонопольным органом документов и сведений.

Вместе с тем, в материалах дела имеются письменные пояснения заявителя, из которых установлено, что 8 августа 2013 года сотрудниками Дальневосточного Управления Госморнадзора, в ходе мониторинга в средствах массовой информации установили, что на сайте всероссийской сети "Б", размещена реклама по предоставлению услуг (экскурсии по акватории Амурского залива, организация рыбалки, подводная охота и т.д.) комфортабельным прогулочным катером "А", без указания сведений о наличии лицензии, в связи с чем, рекламодатель нарушает Федеральный закон "О рекламе", т.к. гражданин Б.А.В. (владелец катера), в нарушении Федерального закона № 99 от 04.05.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности", не имеет лицензии на данный вид деятельности (перевозка пассажиров), что впоследствии может повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имущества пассажиров.
Также, заявителем был сделан запрос ФГУ "Администрация морских портов Приморского края", на который был дан ответ, что катер "А" с регистрационным бортовым номером <...> не зарегистрирован в судовых реестрах, ведущихся капитанами морских портов Владивосток, Восточный, Находка, Анадырь, Эгвекинот.
Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителя, Комиссия отмечает следующее.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.
Отношения в сфере рекламы, независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Статья 3 Федерального закона "О рекламе" дает следующие определения:
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В частности на сайте <...> размещался рекламный баннер следующего содержания: "АРЕНДА КАТЕРА "А" от 4500 руб./час".
После нажатия на баннер пользователем происходит переход на веб-страницу: <...>, на которой размещена информация о катере "А" и о стоимости его аренды.
Вместе с тем, специалистами Приморского УФАС России было установлено, что сайт <...> принадлежит компании ОАО "П", согласно сведениям с официального сайта "Whois-сервис" (Центр регистрации доменов).
Факт размещения рекламы: "АРЕНДА КАТЕРА "А" от 4500 руб./час" зафиксирован актом содержания веб-страницы от 28.08.2013, к которому приложены скриншоты.
А именно на сайте <...> в разделе "Аренда катеров" указана информация рекламного характера о катере "А": "Надежный маневренный катер производства Японии, специально переоборудован для комфортного отдыха. Весной, летом и осенью, совершая увлекательные морские прогулки по акватории Амурского залива, Вы сможете увидеть живописные природные уголки, устроить барбекю на безлюдном берегу, сделать прекрасное фото с борта катера, искупаться в чистейшем открытом море, принять участие в настоящей морской рыбалке или заняться подводной охотой!", так же идет описание физических характеристик катера: "солярий (специальная площадка для принятие солнечных ванн), два салона (обычный/ТР), сидячие места на открытой палубе, мини-камбуз (холодильник, микроволновая печь, поттер, посуда), умывальник, туалет, телевизор, караоке". Также, указаны виды услуг и их стоимость.
Рассматриваемая информация, размещенная на официальных сайтах всероссийской сети "Б" (ОАО "П") по адресу <...>, является рекламой, поскольку содержит все квалифицирующие признаки рекламы.
Как следует из пункта 1 статьи 5 названного Закона, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу пункта 2 части 3 статьи 5 Федеральный закон "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Перевозки пассажиров морским транспортом регулируются ГК РФ (гл. 40 "Перевозка").
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров морским транспортом подлежит лицензированию, в связи с чем перевозка пассажиров морским транспортом без лицензии запрещена.
Гр. Б.А.В., имея в собственности катер "А" (бортовой номер <...>), осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров, не имея на то соответствующей лицензии на данный вид деятельности.
Осуществление лицензируемой деятельности без лицензии является незаконным предпринимательством и может повлечь привлечение как к административной ст. 14.1 КоАП РФ, так и к уголовной ответственности статьи 171. УК РФ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к заключению, о том, что гр. Б.А.В. рекламируя услуги по перевозки пассажиров морским транспортом без разрешительных документов (лицензии) нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Предметом регулирования указанных норм являются отношения, связанные с предоставлением потребителям достоверной информации о рекламируемых товарах и рекламодателях в целях обеспечения свободы потребительского выбора и реализации потребителями прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования.
На основании изложено, Комиссия пришла к заключению, что рассматриваемая реклама по аренде и перевозкам пассажиров морским транспортом - катером "A", размещенная по адресу <...> и <...> в сети Интернет содержит нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что перед заседанием настоящего дела специалистами Приморского УФАС России, отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции был совершен выход на вышеуказанные сайты и установлено, что реклама по аренде и перевозкам пассажиров морским транспортом - катером "А" удалена с сайтов, о чем специалистами составлен акт фиксации интернет страниц.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать рекламу, размещавшуюся в августе 2013 года на официальном сайте всероссийской сети "Б" (ОАО "П") по адресу <...> и <...>, по аренде и перевозкам пассажиров морским транспортом - катером "А" с регистрационным бортовым номером <...>, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. В связи с устранением нарушения предписание о прекращении нарушений пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не выдавать.
Решение изготовлено в полном объеме 18 декабря 2013 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ

Члены Комиссии
А.А.РЯЗАНОВА
Ю.А.МАКАРОВА


------------------------------------------------------------------