Информация ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" от 27.12.2013 "Информация для потребителей о правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ 06.05.2011 N 354"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
"ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"
ИНФОРМАЦИЯ
от 27 декабря 2013 года
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ
В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМАХ, УТВЕРЖДЕННЫХ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 06.05.2011 № 354
С 1 сентября 2012 г. вступили в силу и действуют правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление № 354 от 06.05.2011).
Стоит отметить, что указанные Правила предусматривают некоторые принципиально новые положения, на которых мы остановимся и подробно их рассмотрим.
I. Расчет платы за коммунальные услуги
Из новых правил удалены упоминания о проведении исполнителем корректировки платы за коммунальные услуги при отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета. Таким образом алгоритм расчета платы следующий: потребитель предъявляет к оплате объем потребленных коммунальных услуг, исчисленный исходя из нормативов потребления, в связи с чем РСО не вправе производить никакие корректировки по итогам года, квартала, отопительного сезона. Однако в отношении услуги отопления корректировка по-прежнему проводится в случае если в доме установлен общедомовой прибор учета.
Следующий вариант расчета платы предусмотрен если в доме установлен коллективный прибор учета и в отдельных помещениях установлены индивидуальные счетчики. Разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарным объемом, потребленным согласно данным индивидуальных счетчиков и нормативам потребления, должна распределятся между всеми потребителями пропорционально объему потребления в жилом помещении, т.е. чем больше объем потребленного ресурса по показаниям индивидуального счетчика, тем больше доля при оплате в ОДН.
Немаловажное изменение касается определения размера задолженности, которое позволяет применять к потребителю приостановление или ограничение предоставление коммунальных услуг. Если в первой редакции пп. "а" п. 80 предельная величина долга была определена как шесть ежемесячных размеров платы, то в новой редакции лимит равен трем ежемесячным платам. В связи с чем уже с 08.06.2011 управляющие организации имеют право вводить ограничения для должников, которые не платили за ЖКУ в течение трех месяцев.
II. Содержание общего имущества:
требования и перечень действий
1. В прежней редакции Правил пп. "б" п. 11 говорилось о том, что в содержание общего имущества входит освещение помещений общего пользования. В новой редакции данный подпункт сформулирован так: обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем энергоснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.
2. Пп. "в" в прежней редакции, звучавший как "обеспечение установленных законодательством РФ температуры и влажности в помещениях общего пользования", в новой редакции выглядит иначе: поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством РФ температуру и влажность в таких помещениях.
3. С 08.06.2011 содержание общего имущества включает в себя и организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, с последующей передачей их специализированным организациям для утилизации.
4. Организация мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, включенных в утвержденный перечень и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных приборов учета потребляемых ресурсов.
III. Плата за содержание и ремонт жилых помещений
В п. 29 новых правил внесено изменение, касающееся структуры величины платы за содержание и ремонт жилых помещений в частности:
- на содержание внутри домовых инженерных сетей;
- на обоснованное истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг;
- на снятие показаний приборов учета;
- на содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги;
- на выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
IV. Оплата принудительно установленного прибора учета
Раздел III "Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества" Правил дополнен новыми пунктами, в частности: оплата принудительно установленного общедомового прибора учета. Данный пункт перекликается с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 262-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Так, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку коллективного прибора учета на основании счета, выставляемого РСО. Причем в счете для каждого собственника указывают как общую сумму расходов на установку приборов учета, так и долю, пропорциональную доле в праве общей собственности на общее имущество, подлежащую оплате этим собственником. Учитывая ссылку на п. 12 Закона № 262-ФЗ счет должен быть выставлен с учетом рассрочки на пять лет с указанием на сумму начисляемых процентов.
V. Заключение энергосервисного договора
Заключение энергосервисного (ЭС) договора направлено на осуществление исполнителем действий с целью энергоснабжения и повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком, об этом изложено в ст. 19 Закона об энергоснабжении. Применительно к многоквартирному дому энергосервисный договор направлен на сбережение и повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества. В новых пунктах Правил установлены важные положения, которые необходимы для заключения энергосервисных договоров на практике:
1. Собственники помещений могут заключить ЭС договор с управляющей компанией или СТЖ или заключить ЭС договор непосредственно с РСО.
2. ЭС договор заключается отдельно от договора по управлению многоквартирным домом, в связи с чем и оплата этого договора отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание и ремонт жилого помещения.
3. Цена ЭС договора и порядок ее оплаты утверждается на общем собрании собственников, кроме этого каждый собственник должен письменно подтвердить свое согласие на оплату иначе УК не вправе нанимать энергосервисную организацию. Решение собственников помещений должно содержать следующие условия:
- величину экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении, которая должна быть обеспечена в результате исполнения ЭС договора, и срок, необходимый для достижения такой экономии;
- цену ЭС договора и порядок ее оплаты;
- срок действия ЭС договора.
VI. Некоторые нюансы новых Правил
Новые Правила распространяются на всех собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, а не только на потребителей, таким образом новые Правила не являются актом, принятым во исполнение законодательства о защите прав потребителей.
Изменено понятие коммунальных услуг: теперь под коммунальными услугами понимается подача потребителям коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования помещений.
В первую очередь необходимо отметить, что новые Правила (в отличие от прежних Правил) распространяются на всех собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах (а не только на потребителей - граждан).
Разъяснения к данным Правилам дает Министерство регионального развития Российской Федерации, а согласно п. 6 ст. 40 Закона "О защите прав потребителей" разъяснений по порядку нормативного регулирования в сфере защиты прав потребителей дает Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в то время как государственный контроль в сфере защиты прав потребителей осуществляется только на федеральном уровне.
Однако стоит отметить, что при этом некоторые новеллы изложенные в Правилах направлены на улучшение правового положения потребителей коммунальных услуг. Конечно же, остаются вопросы как новые нормы будут применяться на практике, однако ответы мы сможем получить лишь через некоторое время после вступления новых Правил в силу.
Частью 3 новых Правил детально регламентируется порядок заключения договоров на предоставление коммунальных услуг. Четко определены условия, которые должны быть включены в такой договор.
Так, в договоре с собственниками или пользователями жилого дома (домовладения), дополнительно должны быть указаны следующие данные (в случае отсутствия индивидуального прибора учета): куда уходят коммунальные услуги при использовании земельного участка (свет, приготовление еды для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.); виды и количество птиц и с/х животных (при наличии); площадь земельного участка, не занятого домом и надворными постройками; как потребляется вода на полив земельного участка; также мощность используемого оборудования.
Также в новых Правилах предоставления коммунальных услуг устанавливается преддоговорной период. Исполнитель обязан передать Заявителю подписанный им проект договора в двух экземплярах по месту нахождения Исполнителя, по почте или иным согласованным способом. Заявитель обязан или подписать его, или представить протокол разногласий.
В новых Правилах также четко прописано, что договор о предоставлении коммунальных услуг может заключаться как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий (в том числе в виде фактического потребления коммунальных услуг). Важно, что в силу пп. "а" п. 9 новых Правил управляющая организация не вправе отказаться от включения в договор управления условий о предоставлении коммунальных услуг (обусловленных степенью благоустройства дома), а также отказать в предоставлении данных услуг. Аналогичным образом договор о предоставлении коммунальных услуг заключается между собственниками помещений и ТСЖ.
При этом в силу п. 18 новых Правил собственник нежилого помещения в доме может заключать договоры непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (при этом исполнителю коммунальных услуг следует представлять сведения об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам).
Пунктом 64 новых Правил установлены особенности прямых расчетов потребителей с ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО).
В частности, конкретизировано, что не позднее пяти рабочих дней с даты принятия собранием решения о внесении платы напрямую в РСО исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить РСО информацию о таком решении. Исполнитель коммунальных услуг не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно в РСО.
В новых Правилах решен вопрос о расчете платы исходя из количества проживающих граждан. Так, теперь не используется понятие "зарегистрированные граждане", а приведены две категории потребителей: постоянно и временно проживающие. В обязанность потребителя (собственника или постоянно проживающего потребителя) вменено не позднее пяти рабочих дней информировать исполнителя об изменении количества проживающих (в том числе временно) (п. 58, пп. "з" п. 34). Гражданин считается временно проживающим, если он проживает в помещении более пяти дней подряд (п. 56).
В части 8 новых Правил подробно расписываются основания и порядок перерасчета коммунальных услуг. Самым распространенным основанием является временное отсутствие по месту постоянного проживания.
Правила предоставления коммунальных услуг приводит перечень документов-оснований. Это могут быть, например, копия командировочного удостоверения, проездные билеты, справка от вневедомственной охраны жилого помещения, если помещение находится под охраной. Прописаны требования к таким документам, к их оформлению. При этом Исполнителю предоставлено право проверять подлинность представленных документов, в частности Исполнитель может направить запрос.
Данное положение (несмотря на то, что оно направлено на устранение злоупотреблений со стороны потребителей) может существенно затруднить порядок перерасчета и привести к необоснованным отказам Исполнителя в его проведении.
Особое внимание уделено порядку установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Исполнитель обязан согласовать с потребителем время проведения проверки при поступлении от потребителя информации о нарушении качества коммунальной услуги.
Очень часто между потребителем и исполнителем возникают разногласия по поводу качества коммунальной услуги. В этом случае Правила предоставления коммунальных услуг позволяют провести экспертизу. Расходы по экспертизе ложатся на Исполнителя. Но если экспертиза подтвердит, что коммунальная услуга надлежащего качества, потребитель обязан будет возместить Исполнителю расходы по экспертизе.
Особое внимание уделено ответственности Исполнителя за нарушение качества предоставления коммунальных услуг. Так, согласно п. 151 новых Правил исполнитель в течение десяти лет со дня предоставления некачественной услуги обязан возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя. Если требования предъявляются по истечении трех лет со дня возникновения права на возмещение такого вреда, то они удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.
Изменен порядок расчета платы за коммунальные услуги, в частности определено, что плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.
Плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды рассчитывается для всех потребителей в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой; подлежащий оплате объем коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается при наличии общедомового прибора учета - как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой объемов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, а при отсутствии общедомового прибора учета - по установленным нормативам на общедомовые нужды.
Постановлением № 354 предусматривается введение новых видов нормативов потребления коммунальных услуг: нормативов потребления на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Сомнительно, что с введением данной нормы формулы расчета потребляемых услуг для потребителей станут более простыми и понятными.
Стоит отметить, что новыми Правилами исключено правило о возможности проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года (так называемая "13-я платежка").
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам сокращен размер задолженности, при накоплении которой потребитель может быть ограничен или отключен (с 6-месячной суммы до 3-месячной).
П. 72 новых Правил введена обязанность исполнителя предоставить потребителю-гражданину рассрочку, если размер платы за коммунальную услугу потребителя в расчетном месяце превысил более чем на 25 процентов размер платы за аналогичный расчетный месяц прошлого года. Рассрочка предоставляется сроком на 1 год. Потребитель вправе по своему выбору либо воспользоваться такой рассрочкой либо нет. При этом Исполнитель вправе обратиться к ресурсоснабжающей организации за предоставлением аналогичной рассрочки.
Согласно пп. "с" п. 31 новых Правил Исполнитель коммунальных услуг обязан подчиниться решению общего собрания собственников помещений об установке коллективного прибора учета при условии включения в плату за содержание и ремонт расходов на его приобретение и установку и обеспечить реализацию такого решения не позднее трех месяцев с момента его принятия (если иной срок не предусмотрен самими собственниками помещений). Также теперь исполнитель не вправе медлить с введением в эксплуатацию приборов учета (крайний срок - месяц, следующий за датой их установки) (п. 81). Среди прав Исполнителя теперь прямо названо право привлекать на основании договора, содержащего условие об обеспечении защиты персональных данных, специализированную организацию для снятия показаний счетчиков, доставки платежных документов и начисления платы за коммунальные услуги (пп. "е" п. 32). Соответствующие расходы учитываются в плате за содержание и ремонт жилого помещения.
------------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
"ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"
ИНФОРМАЦИЯ
от 27 декабря 2013 года
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ
В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМАХ, УТВЕРЖДЕННЫХ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 06.05.2011 № 354
С 1 сентября 2012 г. вступили в силу и действуют правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление № 354 от 06.05.2011).
Стоит отметить, что указанные Правила предусматривают некоторые принципиально новые положения, на которых мы остановимся и подробно их рассмотрим.
I. Расчет платы за коммунальные услуги
Из новых правил удалены упоминания о проведении исполнителем корректировки платы за коммунальные услуги при отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета. Таким образом алгоритм расчета платы следующий: потребитель предъявляет к оплате объем потребленных коммунальных услуг, исчисленный исходя из нормативов потребления, в связи с чем РСО не вправе производить никакие корректировки по итогам года, квартала, отопительного сезона. Однако в отношении услуги отопления корректировка по-прежнему проводится в случае если в доме установлен общедомовой прибор учета.
Следующий вариант расчета платы предусмотрен если в доме установлен коллективный прибор учета и в отдельных помещениях установлены индивидуальные счетчики. Разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарным объемом, потребленным согласно данным индивидуальных счетчиков и нормативам потребления, должна распределятся между всеми потребителями пропорционально объему потребления в жилом помещении, т.е. чем больше объем потребленного ресурса по показаниям индивидуального счетчика, тем больше доля при оплате в ОДН.
Немаловажное изменение касается определения размера задолженности, которое позволяет применять к потребителю приостановление или ограничение предоставление коммунальных услуг. Если в первой редакции пп. "а" п. 80 предельная величина долга была определена как шесть ежемесячных размеров платы, то в новой редакции лимит равен трем ежемесячным платам. В связи с чем уже с 08.06.2011 управляющие организации имеют право вводить ограничения для должников, которые не платили за ЖКУ в течение трех месяцев.
II. Содержание общего имущества:
требования и перечень действий
1. В прежней редакции Правил пп. "б" п. 11 говорилось о том, что в содержание общего имущества входит освещение помещений общего пользования. В новой редакции данный подпункт сформулирован так: обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем энергоснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.
2. Пп. "в" в прежней редакции, звучавший как "обеспечение установленных законодательством РФ температуры и влажности в помещениях общего пользования", в новой редакции выглядит иначе: поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством РФ температуру и влажность в таких помещениях.
3. С 08.06.2011 содержание общего имущества включает в себя и организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, с последующей передачей их специализированным организациям для утилизации.
4. Организация мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, включенных в утвержденный перечень и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных приборов учета потребляемых ресурсов.
III. Плата за содержание и ремонт жилых помещений
В п. 29 новых правил внесено изменение, касающееся структуры величины платы за содержание и ремонт жилых помещений в частности:
- на содержание внутри домовых инженерных сетей;
- на обоснованное истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг;
- на снятие показаний приборов учета;
- на содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги;
- на выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
IV. Оплата принудительно установленного прибора учета
Раздел III "Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества" Правил дополнен новыми пунктами, в частности: оплата принудительно установленного общедомового прибора учета. Данный пункт перекликается с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 262-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Так, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку коллективного прибора учета на основании счета, выставляемого РСО. Причем в счете для каждого собственника указывают как общую сумму расходов на установку приборов учета, так и долю, пропорциональную доле в праве общей собственности на общее имущество, подлежащую оплате этим собственником. Учитывая ссылку на п. 12 Закона № 262-ФЗ счет должен быть выставлен с учетом рассрочки на пять лет с указанием на сумму начисляемых процентов.
V. Заключение энергосервисного договора
Заключение энергосервисного (ЭС) договора направлено на осуществление исполнителем действий с целью энергоснабжения и повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком, об этом изложено в ст. 19 Закона об энергоснабжении. Применительно к многоквартирному дому энергосервисный договор направлен на сбережение и повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества. В новых пунктах Правил установлены важные положения, которые необходимы для заключения энергосервисных договоров на практике:
1. Собственники помещений могут заключить ЭС договор с управляющей компанией или СТЖ или заключить ЭС договор непосредственно с РСО.
2. ЭС договор заключается отдельно от договора по управлению многоквартирным домом, в связи с чем и оплата этого договора отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание и ремонт жилого помещения.
3. Цена ЭС договора и порядок ее оплаты утверждается на общем собрании собственников, кроме этого каждый собственник должен письменно подтвердить свое согласие на оплату иначе УК не вправе нанимать энергосервисную организацию. Решение собственников помещений должно содержать следующие условия:
- величину экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении, которая должна быть обеспечена в результате исполнения ЭС договора, и срок, необходимый для достижения такой экономии;
- цену ЭС договора и порядок ее оплаты;
- срок действия ЭС договора.
VI. Некоторые нюансы новых Правил
Новые Правила распространяются на всех собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, а не только на потребителей, таким образом новые Правила не являются актом, принятым во исполнение законодательства о защите прав потребителей.
Изменено понятие коммунальных услуг: теперь под коммунальными услугами понимается подача потребителям коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования помещений.
В первую очередь необходимо отметить, что новые Правила (в отличие от прежних Правил) распространяются на всех собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах (а не только на потребителей - граждан).
Разъяснения к данным Правилам дает Министерство регионального развития Российской Федерации, а согласно п. 6 ст. 40 Закона "О защите прав потребителей" разъяснений по порядку нормативного регулирования в сфере защиты прав потребителей дает Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в то время как государственный контроль в сфере защиты прав потребителей осуществляется только на федеральном уровне.
Однако стоит отметить, что при этом некоторые новеллы изложенные в Правилах направлены на улучшение правового положения потребителей коммунальных услуг. Конечно же, остаются вопросы как новые нормы будут применяться на практике, однако ответы мы сможем получить лишь через некоторое время после вступления новых Правил в силу.
Частью 3 новых Правил детально регламентируется порядок заключения договоров на предоставление коммунальных услуг. Четко определены условия, которые должны быть включены в такой договор.
Так, в договоре с собственниками или пользователями жилого дома (домовладения), дополнительно должны быть указаны следующие данные (в случае отсутствия индивидуального прибора учета): куда уходят коммунальные услуги при использовании земельного участка (свет, приготовление еды для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.); виды и количество птиц и с/х животных (при наличии); площадь земельного участка, не занятого домом и надворными постройками; как потребляется вода на полив земельного участка; также мощность используемого оборудования.
Также в новых Правилах предоставления коммунальных услуг устанавливается преддоговорной период. Исполнитель обязан передать Заявителю подписанный им проект договора в двух экземплярах по месту нахождения Исполнителя, по почте или иным согласованным способом. Заявитель обязан или подписать его, или представить протокол разногласий.
В новых Правилах также четко прописано, что договор о предоставлении коммунальных услуг может заключаться как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий (в том числе в виде фактического потребления коммунальных услуг). Важно, что в силу пп. "а" п. 9 новых Правил управляющая организация не вправе отказаться от включения в договор управления условий о предоставлении коммунальных услуг (обусловленных степенью благоустройства дома), а также отказать в предоставлении данных услуг. Аналогичным образом договор о предоставлении коммунальных услуг заключается между собственниками помещений и ТСЖ.
При этом в силу п. 18 новых Правил собственник нежилого помещения в доме может заключать договоры непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (при этом исполнителю коммунальных услуг следует представлять сведения об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам).
Пунктом 64 новых Правил установлены особенности прямых расчетов потребителей с ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО).
В частности, конкретизировано, что не позднее пяти рабочих дней с даты принятия собранием решения о внесении платы напрямую в РСО исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить РСО информацию о таком решении. Исполнитель коммунальных услуг не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно в РСО.
В новых Правилах решен вопрос о расчете платы исходя из количества проживающих граждан. Так, теперь не используется понятие "зарегистрированные граждане", а приведены две категории потребителей: постоянно и временно проживающие. В обязанность потребителя (собственника или постоянно проживающего потребителя) вменено не позднее пяти рабочих дней информировать исполнителя об изменении количества проживающих (в том числе временно) (п. 58, пп. "з" п. 34). Гражданин считается временно проживающим, если он проживает в помещении более пяти дней подряд (п. 56).
В части 8 новых Правил подробно расписываются основания и порядок перерасчета коммунальных услуг. Самым распространенным основанием является временное отсутствие по месту постоянного проживания.
Правила предоставления коммунальных услуг приводит перечень документов-оснований. Это могут быть, например, копия командировочного удостоверения, проездные билеты, справка от вневедомственной охраны жилого помещения, если помещение находится под охраной. Прописаны требования к таким документам, к их оформлению. При этом Исполнителю предоставлено право проверять подлинность представленных документов, в частности Исполнитель может направить запрос.
Данное положение (несмотря на то, что оно направлено на устранение злоупотреблений со стороны потребителей) может существенно затруднить порядок перерасчета и привести к необоснованным отказам Исполнителя в его проведении.
Особое внимание уделено порядку установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Исполнитель обязан согласовать с потребителем время проведения проверки при поступлении от потребителя информации о нарушении качества коммунальной услуги.
Очень часто между потребителем и исполнителем возникают разногласия по поводу качества коммунальной услуги. В этом случае Правила предоставления коммунальных услуг позволяют провести экспертизу. Расходы по экспертизе ложатся на Исполнителя. Но если экспертиза подтвердит, что коммунальная услуга надлежащего качества, потребитель обязан будет возместить Исполнителю расходы по экспертизе.
Особое внимание уделено ответственности Исполнителя за нарушение качества предоставления коммунальных услуг. Так, согласно п. 151 новых Правил исполнитель в течение десяти лет со дня предоставления некачественной услуги обязан возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя. Если требования предъявляются по истечении трех лет со дня возникновения права на возмещение такого вреда, то они удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.
Изменен порядок расчета платы за коммунальные услуги, в частности определено, что плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.
Плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды рассчитывается для всех потребителей в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой; подлежащий оплате объем коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается при наличии общедомового прибора учета - как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой объемов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, а при отсутствии общедомового прибора учета - по установленным нормативам на общедомовые нужды.
Постановлением № 354 предусматривается введение новых видов нормативов потребления коммунальных услуг: нормативов потребления на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Сомнительно, что с введением данной нормы формулы расчета потребляемых услуг для потребителей станут более простыми и понятными.
Стоит отметить, что новыми Правилами исключено правило о возможности проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года (так называемая "13-я платежка").
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам сокращен размер задолженности, при накоплении которой потребитель может быть ограничен или отключен (с 6-месячной суммы до 3-месячной).
П. 72 новых Правил введена обязанность исполнителя предоставить потребителю-гражданину рассрочку, если размер платы за коммунальную услугу потребителя в расчетном месяце превысил более чем на 25 процентов размер платы за аналогичный расчетный месяц прошлого года. Рассрочка предоставляется сроком на 1 год. Потребитель вправе по своему выбору либо воспользоваться такой рассрочкой либо нет. При этом Исполнитель вправе обратиться к ресурсоснабжающей организации за предоставлением аналогичной рассрочки.
Согласно пп. "с" п. 31 новых Правил Исполнитель коммунальных услуг обязан подчиниться решению общего собрания собственников помещений об установке коллективного прибора учета при условии включения в плату за содержание и ремонт расходов на его приобретение и установку и обеспечить реализацию такого решения не позднее трех месяцев с момента его принятия (если иной срок не предусмотрен самими собственниками помещений). Также теперь исполнитель не вправе медлить с введением в эксплуатацию приборов учета (крайний срок - месяц, следующий за датой их установки) (п. 81). Среди прав Исполнителя теперь прямо названо право привлекать на основании договора, содержащего условие об обеспечении защиты персональных данных, специализированную организацию для снятия показаний счетчиков, доставки платежных документов и начисления платы за коммунальные услуги (пп. "е" п. 32). Соответствующие расходы учитываются в плате за содержание и ремонт жилого помещения.
------------------------------------------------------------------