Протест прокурора Приморского края от 02.10.2013 N 7/3-3-2013 "На приказ департамента дорожного хозяйства Приморского края от 19.08.2013 N 127-ОД "Об утверждении административного регламента департамента дорожного хозяйства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению государственного регионального надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения"
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 2 октября 2013 г. № 7/3-3-2013
НА ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 19.08.2013 № 127-ОД "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ДЕПАРТАМЕНТА ДОРОЖНОГО
ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО
НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ СОХРАННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
РЕГИОНАЛЬНОГО ИЛИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ"
Приказом департамента дорожного хозяйства Приморского края от 19.08.2013 № 127-ОД утвержден административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению государственного регионального надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" структура административного регламента должна содержать, в том числе раздел "общие положения".
Согласно пп. "д" п. 14 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 05.10.2011 № 249-па, раздел, касающийся общих положений, включает в себя права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствии с федеральным законодательством.
В силу ч. 3 ст. 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, при выявлении нарушений выдать предписание и принять меры по привлечению виновных лиц к ответственности.
Аналогичные положения содержатся в п. 14 Порядка осуществления регионального государственного строительного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 11.09.2012 № 245-па, а также в пункте 17.1 Административного регламента.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований пунктом 5.2 Административного регламента обязанность должностных лиц департамента дорожного хозяйства Приморского края в случае выявления нарушений при осуществлении надзора составлять протоколы об административных правонарушениях не установлена.
Также абзацем 3 пункта 7 Административного регламента "Описание результатов исполнения государственной функции" предусмотрена только возможность выдачи департаментом дорожного хозяйства Приморского края предписаний при выявлении нарушений в ходе проверок.
Кроме того, исходя из абзаца 2 пункта 5.1 Административного регламента выдача предписаний о прекращении (устранении) нарушений относится к правам, а не обязанностям должностных лиц департамента дорожного хозяйства Приморского края, что противоречит указанным требованиям закона.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится на основании распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора). В данном распоряжении (приказе) указывается, в том числе перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
В нарушение данной нормы абзац 9 пункта 14.4 Административного регламента устанавливает обязанность указания в приказе о проведении проверки перечня соответствующих документов только в отношении плановой проверки.
Помимо этого, согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки.
Вместе с тем, пунктом 15.11 Административного регламента указанная обязанность проверяемых субъектов установлена независимо от предшествующего проведения (непроведения) документарной проверки.
Таким образом, абз. 2 п. 5.1, п. 5.2, абз. 3 п. 7, абз. 9 п. 14.4, п. 15.11 Административного регламента не соответствуют требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
1. Абзац 2 пункта 5.1, пункт 5.2, абзац 3 пункта 7, абзац 9 пункта 14.4, пункт 15.11 Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению государственного регионального надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденного приказом департамента дорожного хозяйства Приморского края от 19.08.2013 № 127-ОД, - привести в соответствие с законом.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента поступления.
3. О времени и месте рассмотрения протеста заблаговременно проинформировать прокуратуру Приморского края для обеспечения участия.
4. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру Приморского края в письменной форме.
Заместитель прокурора края,
старший советник юстиции
В.И.БОГОМОЛОВ
------------------------------------------------------------------
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 2 октября 2013 г. № 7/3-3-2013
НА ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 19.08.2013 № 127-ОД "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ДЕПАРТАМЕНТА ДОРОЖНОГО
ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО
НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ СОХРАННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
РЕГИОНАЛЬНОГО ИЛИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ"
Приказом департамента дорожного хозяйства Приморского края от 19.08.2013 № 127-ОД утвержден административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению государственного регионального надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" структура административного регламента должна содержать, в том числе раздел "общие положения".
Согласно пп. "д" п. 14 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 05.10.2011 № 249-па, раздел, касающийся общих положений, включает в себя права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствии с федеральным законодательством.
В силу ч. 3 ст. 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, при выявлении нарушений выдать предписание и принять меры по привлечению виновных лиц к ответственности.
Аналогичные положения содержатся в п. 14 Порядка осуществления регионального государственного строительного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 11.09.2012 № 245-па, а также в пункте 17.1 Административного регламента.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований пунктом 5.2 Административного регламента обязанность должностных лиц департамента дорожного хозяйства Приморского края в случае выявления нарушений при осуществлении надзора составлять протоколы об административных правонарушениях не установлена.
Также абзацем 3 пункта 7 Административного регламента "Описание результатов исполнения государственной функции" предусмотрена только возможность выдачи департаментом дорожного хозяйства Приморского края предписаний при выявлении нарушений в ходе проверок.
Кроме того, исходя из абзаца 2 пункта 5.1 Административного регламента выдача предписаний о прекращении (устранении) нарушений относится к правам, а не обязанностям должностных лиц департамента дорожного хозяйства Приморского края, что противоречит указанным требованиям закона.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится на основании распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора). В данном распоряжении (приказе) указывается, в том числе перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
В нарушение данной нормы абзац 9 пункта 14.4 Административного регламента устанавливает обязанность указания в приказе о проведении проверки перечня соответствующих документов только в отношении плановой проверки.
Помимо этого, согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки.
Вместе с тем, пунктом 15.11 Административного регламента указанная обязанность проверяемых субъектов установлена независимо от предшествующего проведения (непроведения) документарной проверки.
Таким образом, абз. 2 п. 5.1, п. 5.2, абз. 3 п. 7, абз. 9 п. 14.4, п. 15.11 Административного регламента не соответствуют требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
1. Абзац 2 пункта 5.1, пункт 5.2, абзац 3 пункта 7, абзац 9 пункта 14.4, пункт 15.11 Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению государственного регионального надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденного приказом департамента дорожного хозяйства Приморского края от 19.08.2013 № 127-ОД, - привести в соответствие с законом.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента поступления.
3. О времени и месте рассмотрения протеста заблаговременно проинформировать прокуратуру Приморского края для обеспечения участия.
4. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру Приморского края в письменной форме.
Заместитель прокурора края,
старший советник юстиции
В.И.БОГОМОЛОВ
------------------------------------------------------------------