Решение Приморского УФАС России от 02.10.2013 N 46/07-2013 <О признании ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, размещавшейся на торце здания и над входом в бар, посредством технических средств стабильного территориального размещения>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. № 46/07-2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е. - заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Яковенко Н.В. - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 26 сентября 2013 года дело № 46/07-2013, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") при распространении ИП Б.С.В. в г. Владивостоке рекламы пива (алкогольной продукции),
в отсутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Б.С.В. (ОГРНИП <...>), отказавшегося от получения почтового уведомления, в котором сообщалась дата, место и время рассмотрения настоящего дела,
в отсутствии заявителя Б.И.В.,

установила:

В Приморское УФАС России поступило 19.07.2013 направленное по подведомственности от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю обращение гражданки Б.И.В. о нарушении норм рекламного законодательства индивидуальным предпринимателем Б.С.В.
В частности, на фасаде жилого дома по адресу: <...>, а также на отдельно стоящей конструкции перед входом в бар "Д", который располагается в данном жилом доме, были размещены рекламные конструкции следующего содержания:
1. На торце здания рекламная конструкция, стилизованная под указатель с текстом "живое пиво на разлив", дополненная изображением пивных кружек и бокалов с пенящимся напитком.
2. Над входом в бар рекламная конструкция следующего содержания: "БАР. 14.00 - 03.00. Живое пиво на разлив", с изображением пивных кружек с пенящимся напитком.
3. На отдельно стоящей конструкции перед входом в бар, изображение двух мужчин и текстом: "БАР Д. Живое пиво. Вино - водочные изделия".
Указанная реклама является рекламой алкогольной продукции (пива).

В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.
В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
Данная реклама размещена с использованием технического средства стабильного территориального размещения.
На основании положений части 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" и Постатейного комментария к Федеральному закону "О рекламе" ("Статут 2012" под ред. Бадалова Д.С., Василенковой И.И., Карташова Н.Н., Котова С.Ф. и Никитина Т.Е.), под рекламными конструкциями понимаются технические средства стабильного территориального размещения. К таким средствам могут быть отнесены некие приспособления, устройства, которые присоединяются к иному имуществу на стационарной основе на длительный срок. Примерный перечень рекламных конструкций: щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты. Однако, данный перечень не является закрытым, соответственно положения статьи 19 Федерального закона "О рекламе" также применяются к иным конструкциям, прямо не перечисленным в комментируемой части 1 стать 19 Федерального закона "О рекламе", однако, отвечающим признаку технического средства стабильного территориального размещения. Рассматриваемая реклама таким признакам отвечает.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции, к которой в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" относится и пиво, не допускается с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе", специальные требования, установленные статьей 21 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламы алкогольной продукции (пива), распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Материалами дела установлено, что ИП Б.С.В. осуществляет предпринимательскую деятельность предприятия общественного питания - бар "Д", является рекламораспространителем вышеуказанной ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, так как в интересах данного предпринимателя распространялась реклама.
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" также разъясняет, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Определением Приморского УФАС России от 30.08.2013 в отношении ИП Б.С.В., как рекламораспространителя указанной выше рекламы, было возбуждено дело № 46/07-2013 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" и назначено к рассмотрению на 26.09.2013.
26.09.2013 индивидуальный предприниматель Б.С.В. или его законный представитель на рассмотрение дела не явились, документы и пояснения, запрошенные определением от 30.08.2013, индивидуальный предприниматель Б.С.В. не представил.
Вышеуказанное определение было направлено на адрес регистрации индивидуального предпринимателя Б.С.В. заказным письмом. Адрес регистрации вышеуказанного предпринимателя подтвержден представленными сведениями от УФНС России по Приморскому краю.
Согласно информации ФГУП "Почта России" ИП Б.С.В. отказался от получения уведомления (определение исх. № 6170/07-2).
Данное обстоятельство свидетельствует об уклонении адресата от получения почтовых отправлений антимонопольного органа и расценивается как надлежащее уведомление лица о дате, времени и месте рассмотрения дела № 46/07-2013.
Поскольку Приморским УФАС России были предприняты все необходимые меры для соблюдения законных прав индивидуального предпринимателя Б.С.В. и его надлежащего уведомления, дело № 46/07-2013 было рассмотрено 26.09.2013 в его отсутствии.
В результате исследования материалов настоящего дела Комиссией установлено, что к основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно вступившим в силу с 1 июля 2012 года нормам, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", пиво отнесено к алкогольной продукции.
Статья 3 Федерального закона "О рекламе" дает следующие определения:
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку содержит все квалифицирующие признаки рекламы.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является не только бар "Д", но и прямо названная и реализуемая в указанном баре алкогольная продукция - пиво.
Комиссией Приморского УФАС России установлено, что данная реклама направлена на привлечение внимания к алкогольной продукции, и следовательно, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе таких товаров.
Вышеуказанная распространяемая информация с изображениями и текстом явно ассоциируется с алкогольной продукцией.
Учитывая, что ненадлежащая вышеуказанная реклама распространялась на улице, то она привлекала внимание не только посетителей данного ресторана, но и других граждан на улице.
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на их изготовителей или продавцов. Таким образом, установленный статьей 21 Федерального закона "О рекламе" запрет на рекламу алкоголя при размещении с использованием рекламных конструкций, располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, распространяется также в полной мере и на рекламу продавца алкогольных напитков - ИП Б.С.В.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к заключению, что рассматриваемая реклама алкогольной продукции (пива), распространяемая в г. Владивостоке по адресу: <...>, а также на отдельно стоящей конструкции перед входом в бар "Д", который располагается в данном жилом доме, размещена с нарушением пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции (пива), размещавшуюся по адресу: <...>, а именно:
- на торце здания рекламная конструкция, стилизованная под указатель с текстом "живое пиво на разлив", дополненная изображением пивных кружек и бокалов с пенящимся напитком;
- над входом в бар рекламная конструкция следующего содержания: "БАР. 14.00 - 03.00. живое пиво на разлив", с изображением пивных кружек с пенящимся напитком;
- на отдельно стоящей конструкции перед входом в бар изображение двух мужчин и текст "БАР Д. Живое пиво. Вино - водочные изделия", поскольку она была размещена с нарушением требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Б.С.В. предписание о прекращении нарушения требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 27 сентября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ

Члены Комиссии
Н.В.ЯКОВЕНКО
А.А.РЯЗАНОВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе

от 2 октября 2013 г. № 6925/07-2

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Абросимов Д.Е. - заместитель руководитель Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Яковенко Н.В. - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
на основании своего решения от 26.09.2013 по делу № 46/07-2013 о признании ненадлежащей рекламы пива, на фасаде жилого дома по адресу: <...>, а также на отдельно стоящей конструкции перед входом в бар "Д", который располагается в данном жилом доме:
1. На торце здания рекламная конструкция, стилизованная под указатель с текстом "живое пиво на разлив", дополненная изображением пивных кружек и бокалов с пенящимся напитком.
2. Над входом в бар рекламная конструкция следующего содержания: "БАР. 14.00 - 03.00. Живое пиво на разлив", с изображением пивных кружек с пенящимся напитком.
3. На отдельно стоящей конструкции перед входом в бар, изображение двух мужчин и текстом: "БАР Д. Живое пиво. Вино-водочные изделия",
поскольку вышеуказанная реклама была размещена с нарушением требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

предписывает:

1. Индивидуальному предпринимателю Б.С.В. (ОГРНИП <...>) в срок не более 5 дней после получения настоящего предписания прекратить нарушение требований рекламного законодательства, а именно: прекратить распространение рекламы алкогольной продукции (пива) на фасаде жилого дома по адресу: <...>, а также на отдельно стоящей конструкции перед входом в бар "Д", с нарушением требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
2. Индивидуальному предпринимателю Б.С.В. представить в Приморское УФАС России доказательства (фото отчет) исполнения пункта 1 настоящего предписания в двухнедельный срок с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Приморское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ

Члены Комиссии
Н.В.ЯКОВЕНКО
А.А.РЯЗАНОВА


------------------------------------------------------------------