Решение Приморского УФАС России от 02.10.2013 N 39/07-2013 <О признании ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, размещавшейся в оконных проемах магазина, посредством технических средств стабильного территориального размещения>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. № 39/07-2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е. - заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Яковенко Н.В. - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 2 октября 2013 года дело № 39/07-2013, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") при распространении ООО "Эмпирей" в г. Владивостоке рекламы пива (алкогольной продукции),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- директор ООО "Эмпирей" Щукин А.А.,

установила:

в ходе мониторинга наружной рекламы в городе Владивостоке установлено, что в оконных проемах продмаркета "К", расположенного по адресу: <...>, размещена реклама пива в виде изображения пивной кружки с наливающимся в нее пенящимся напитком и сопровождающаяся словами "Пиво", и реклама алкогольных напитков вина и водки, а именно, рекламируется водка "Prime vodka" и шампанское "Надежда", в виде изображения бутылок с нанесенным на них товарным знаком, дополнительно сопровождающаяся словами "Водка. Вино".
Указанная реклама размещена с использованием технического средства стабильного территориального размещения, закрепленной в оконных проемах продмаркета "К".
На основании положений части 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" и Постатейного комментария к Федеральному закону "О рекламе" ("Статут 2012" под ред. Бадалова Д.С., Василенковой И.И., Карташова Н.Н., Котова С.Ф. и Никитина Т.Е.), под рекламными конструкциями понимаются технические средства стабильного территориального размещения. К таким средствам могут быть отнесены некие приспособления, устройства, которые присоединяются к иному имуществу на стационарной основе на длительный срок. Примерный перечень рекламных конструкций: щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты. Однако данный перечень не является закрытым, соответственно положения статьи 19 Федерального закона "О рекламе" также применяются к иным конструкциям, прямо не перечисленным в комментируемой части 1 стать 19 Федерального закона "О рекламе", однако отвечающим признаку технического средства стабильного территориального размещения. Рассматриваемая реклама таким признакам отвечает.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции, к которой в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" относится и пиво, не допускается с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе", специальные требования, установленные статьей 21 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламы алкогольной продукции (пива, водки и шампанского), распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Поскольку указанная выше реклама размещена с использованием технических средств стабильного территориального размещения, закрепленных в оконных проемах продмаркета "К", она распространяется с признаками нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
В соответствии со статьей 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Материалами дела установлено, что деятельность по розничной реализации алкогольной продукции в стационарном торговом объекте, расположенном по адресу: <...> (продмаркет "К"), осуществляет ООО "Э" (ИНН <...>; ОГРН <...>), в интересах которого распространяется вышеуказанная реклама.
Определением Приморского УФАС России от 19.08.2013 в отношении ООО "Э", как рекламораспространителя указанной выше рекламы, было возбуждено дело № 39/07-2013 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" и назначено к рассмотрению на 05.09.2013.
05.09.2013 при рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что в материалах дела отсутствуют документы о надлежащем уведомлении ООО "Э" о дате, месте и времени рассмотрения настоящего дела.
Приморским УФАС России было изготовлено определение об отложении настоящего дела и назначена новая дата рассмотрения (02.10.2013).
На рассмотрение дела № 39/07-2013 явился законный представитель ООО "Э" - директор Щ.А.А.
Перед началом рассмотрения настоящего дела директор ООО "Э" Щ.А.А. представил Комиссии для приобщения в материалы дела следующие копии документов:
- приказ о назначении на должность директора (№ 2 от 01.07.1996);
- решение единственного участника ООО "Э" о продлении полномочий директора;
- лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции;
- свидетельство о поставке на учет в налоговом органе;
- свидетельство о государственной регистрации юр. лица (ООО "Э");
- свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилое помещения (продмаркета "К").
Вместе с тем, 02.10.2013 в ходе рассмотрения дела № 39/07-2013, представитель ООО "Э" - директор Щ.А.А. факт нарушения признал и сообщил, что нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" произошло по его вине, как должностного лица, в обязанности которого входит контроль за распространением и продвижением рекламы о продмаркете "К".
Исследовав материалы дела и выслушав объяснения законного представителя общества Щ.А.А., Комиссия отмечает следующее.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, согласно части 7 статьи 38 Федерального закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 4 статьи 21 закона несет рекламораспространитель.
Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку содержит все квалифицирующие признаки рекламы. Вместе с тем, в соответствии с информацией, размещенной на официальных сайтах дистрибьютеров http://www.kornet-msk.ru/ и http://www.prime-vodka.com, указанные напитки в рассматриваемой спорной рекламе являются алкогольными напитками, содержание алкоголя (крепости) в них составляет: шампанское "Надежда" 12% об. и водка "Prime vodka" 40% об.
Согласно вступившим в силу с 1 июля 2012 года нормам, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", пиво отнесено к алкогольной продукции.
Таким образом, из рекламы однозначно следует, что вышеуказанные напитки являются алкогольными.
Комиссией Приморского УФАС России установлено, что данная реклама направлена на привлечение внимания к алкогольной продукции, и следовательно, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе таких товаров.
В распространяемой рекламе информация содержит изображение пивной кружки и надписи "Пиво" с наливающимся в нее пенящимся напитком, и бутылок водки "Prime vodka" и шампанского "Надежда" с нанесенным на них товарным знаком, явно ассоциирующейся с алкогольной продукцией.
Учитывая, что спорная вышеуказанная реклама распространялась на улице, то она привлекала внимание не только посетителей данного магазина, но и других граждан на улице (неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетнего возраста) и поэтому должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе таких товаров.
Статья 3 Федерального закона "О рекламе" дает следующие определения:
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является не только магазин, но и прямо названная и реализуемая в указанном магазине алкогольная продукция (пиво, водка и шампанское) согласно рекламе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на их изготовителей или продавцов. Таким образом, установленный статьей 21 Федерального закона "О рекламе" запрет на рекламу алкоголя при размещении с использованием рекламных конструкций располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, распространяется также в полной мере и на рекламу продавца алкогольных напитков - ООО "Э".
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, выслушав пояснения лица, участвующего в заседании, Комиссия пришла к заключению, что рассматриваемая реклама алкогольной продукции, распространяемая в оконных проемах продмаркета "К", расположенного по адресу: <...>, размещена с нарушением пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Законный представитель общества Щ.А.А. сообщил, что в настоящее время вся ненадлежащая реклама демонтирована, а также пояснив, что вину за нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" признает в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, размещавшуюся в оконных проемах продмаркета "К", расположенного по адресу <...>, посредством технических средств стабильного территориального размещения (рекламной конструкции), поскольку она была размещена с нарушением требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
2. В связи с добровольным устранением нарушения ООО "Э" предписание о прекращении нарушения требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 2 октября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ

Члены комиссии
Н.В.ЯКОВЕНКО
А.А.РЯЗАНОВА


------------------------------------------------------------------