Решение Приморского краевого суда от 04.10.2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 3.2.18, приложения N 4 Административного регламента инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, утв. приказом инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 11.04.2013 N 23>
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2013 года
(извлечение)
Приморский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании недействующим в части приказа инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 11.04.2013 № 23 "Об утверждении административного регламента инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства",
установил:
Инспекцией регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Инспекция РСН и КДС Приморского края) издан приказ от 11 апреля 2013 № 23, которым утвержден Административный регламент Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства (далее - Административный регламент).
Пункт 3.2.18 Административного регламента (в ред. приказа Инспекции РСН и КДС Приморского края от 18.07.2013 № 29) предусматривает, что по результатам внеплановой документарной (выездной) проверки, проводимой в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", составляется акт проверки по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 (приложение 3 к настоящему Регламенту);
По результатам проверок, проводимых на основании программы проведения проверок, извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также извещений от застройщика (заказчика) об устранении нарушений, об окончании строительства составляется акт проверки по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129 (приложение 4 к настоящему Регламенту).
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 3.2.18 Административного регламента, приложения № 4 к указанному Регламенту, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные положения противоречат ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". По мнению прокурора, при осуществлении государственного строительного надзора, по результатам проверки независимо от особенностей организации и проведения проверок, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ составляется акт в соответствии с формой акта, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 с учетом требований Федерального закона № 294-ФЗ, предъявляемых к форме акта проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В возражениях на заявление Инспекция РСН и КДС Приморского края указала, что в силу положений части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный строительный надзор регулируется положениями настоящего Федерального закона и специальными нормами федерального законодательства: ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 № 1129, и в силу этого оспариваемые прокурором положения Регламента и приложения № 4 к указанному Регламенту не противоречат положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, который в ч. 4 ст. 1 предусматривает особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора.
Выслушав объяснения прокурора, возражения представителя Инспекции РСН и КДС Приморского края, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Инспекция РСН и КДС Приморского края, которая является органом исполнительной власти Приморского края, реализуя полномочия, предусмотренные п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Положением об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утв. постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 № 356-па, на основании п. 5 постановления Администрации Приморского края от 05.10.2011 № 249-па "О разработке и утверждении Административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", издала оспариваемый в части Административный регламент. Данный нормативный правовой акт опубликован в "Приморской газете" 2 августа 2013 г. № 71(802).
Федеральный закон о защите прав юридических лиц регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении указанного контроля (надзора) (п. 1 ст. 1).
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации пункт 3 части 2 статьи 5 названного Федерального закона относит разработку и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов взаимодействия.
В силу пунктов 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с последующими изменениями) государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их полномочными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Проверкой в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ является совокупность мероприятий, проводимых в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя органом государственного контроля (надзора), с целью оценки соответствия их деятельности обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (пункт 6 статьи 2).
Федеральный закон о защите прав юридических лиц не определяет объем и предмет внеплановых проверок, а лишь устанавливает основания для их проведения и обязанность контролирующих органов действовать в пределах предоставленной компетенции. Предусмотренные частью 2 статьи 10 данного Федерального закона основания для проведения внеплановой проверки, проводимой в форме документарной и (или) выездной проверки, являются общими для всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля вне зависимости от предмета контроля (надзора). Перечень оснований для проведения внеплановой проверки является исчерпывающим.
На основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ предусматривающей, что по результатам проверки должностными лицами орган государственного контроля (надзора), проводящим проверку, составляется акт, типовая форма которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2009 г. № 368, установление типовой формы акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя отнесено к полномочиям Министерства экономического развития РФ.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 утверждена типовая форма акта проверки.
На основании части 5 статьи 27 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ с 1 августа 2011 г. положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения применяются при осуществлении государственного строительного надзора.
Согласно части 5 пункта 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, названных в данной статье, в том числе без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.
В этой связи, суд полагает, что при осуществлении государственного строительного надзора посредством организации и проведения внеплановых проверок по основаниям, предусмотренными частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, оформление результатов таких проверок осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемых к форме акта, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141.
Сопоставив с приведенными положениями абзац первый пункта 3.2.18 Административного регламента, предусматривающий, что по результатам внеплановой документарной (выездной) проверок, проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", составляется акт проверки по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 (приложение 3 к настоящему Регламенту), суд приходит к выводу, что оспариваемое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ особенности организации и приведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора, касающиеся вида, предмета, оснований проверок, и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Государственный строительный надзор регулируется специальными нормами федерального законодательства - ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 № 1129 "Об утверждении и введении в действие порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных паровых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), то есть иным федеральным законодательством, как указано в ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ.
Статья 54 Градостроительного кодекса РФ предусматривает государственный строительный надзор, который осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи объектов капитального строительства (часть 4). Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8).
В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ и с пунктами 2, 4 Положения об осуществлении строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 предметом государственного строительного надзора является проверка выполнения требований, установленных Градостроительным кодексом и иными нормативными правовыми актами в области градостроительной деятельности.
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство предписания об устранении выявленных нарушений (часть 6).
На основании статьи 54 Градостроительного кодекса РФ и Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 разработан Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных паровых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 № 1129 (далее - Порядок РД-11-04-2006).
Данный Порядок устанавливает требования к проведению органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора проверок соответствия выполненных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации и оформлению результатов таких проверок (пункт 2).
Согласно пунктов 14, 27 Порядка РД-11-04-2006 при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностное лицо органа государственного строительного надзора составляет акт по образцу, приведенному в Приложении № 7 к настоящему Порядку, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику, иному лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении выявленных нарушений. Результат проведенной итоговой проверки оформляется актом, составляемым по образцу, приведенному в Приложении № 7 к настоящему Порядку. Указанный акт является основанием для обращения застройщика или заказчика за выдачей заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ указаны основания для проведения проверок.
Из сопоставления указанной правовой нормы с положениями Федерального закона № 294-ФЗ следует, что такие основания для проведения проверок, как на основании программы проведения проверок, извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также извещений от застройщика (заказчика) об устранении нарушений, об окончании строительства, в части 2 статьи 10 Федерального закона о защите прав юридических лиц отсутствуют.
И кроме того, Федеральный закон № 294-ФЗ не предусматривает, что акт проверки, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 является основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений либо для обращения застройщика или заказчика за выдачей заключения.
Из содержания приведенных норм специального федерального законодательства следует, что законодатель определил особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора, которые предусматривают, в том числе требования к проведению органами государственного строительного надзора проверок соответствия выполненных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации и оформлению результатов таких проверок.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что абзац второй пункта 3.2.18 Административного регламента изложен в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ, пунктами 3, 14, 27 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных паровых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 № 1129.
Что касается приложения № 4 (акт проверки) к Административному регламенту, то оно содержит все реквизиты, которые предусмотрены в приложении № 7 к Порядку РД-11-04-2006.
При таких обстоятельствах, доводы прокурора о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта нормам Федерального закона № 294-ФЗ являются несостоятельными, поскольку оспариваемые прокурором положения Административного регламента и приложения № 4 к Регламенту соответствуют другим федеральным нормативным актам: ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 1 февраля 2006 № 54, приказу Руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 № 1129 и не противоречат положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления прокурора Приморского края о признании недействующими пункта 3.2.18 Административного регламента инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного приказом инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 11.04.2013 № 23, приложения № 4 к указанному Регламенту, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
------------------------------------------------------------------
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2013 года
(извлечение)
Приморский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании недействующим в части приказа инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 11.04.2013 № 23 "Об утверждении административного регламента инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства",
установил:
Инспекцией регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Инспекция РСН и КДС Приморского края) издан приказ от 11 апреля 2013 № 23, которым утвержден Административный регламент Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства (далее - Административный регламент).
Пункт 3.2.18 Административного регламента (в ред. приказа Инспекции РСН и КДС Приморского края от 18.07.2013 № 29) предусматривает, что по результатам внеплановой документарной (выездной) проверки, проводимой в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", составляется акт проверки по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 (приложение 3 к настоящему Регламенту);
По результатам проверок, проводимых на основании программы проведения проверок, извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также извещений от застройщика (заказчика) об устранении нарушений, об окончании строительства составляется акт проверки по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129 (приложение 4 к настоящему Регламенту).
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 3.2.18 Административного регламента, приложения № 4 к указанному Регламенту, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные положения противоречат ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". По мнению прокурора, при осуществлении государственного строительного надзора, по результатам проверки независимо от особенностей организации и проведения проверок, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ составляется акт в соответствии с формой акта, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 с учетом требований Федерального закона № 294-ФЗ, предъявляемых к форме акта проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В возражениях на заявление Инспекция РСН и КДС Приморского края указала, что в силу положений части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный строительный надзор регулируется положениями настоящего Федерального закона и специальными нормами федерального законодательства: ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 № 1129, и в силу этого оспариваемые прокурором положения Регламента и приложения № 4 к указанному Регламенту не противоречат положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, который в ч. 4 ст. 1 предусматривает особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора.
Выслушав объяснения прокурора, возражения представителя Инспекции РСН и КДС Приморского края, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Инспекция РСН и КДС Приморского края, которая является органом исполнительной власти Приморского края, реализуя полномочия, предусмотренные п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Положением об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утв. постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 № 356-па, на основании п. 5 постановления Администрации Приморского края от 05.10.2011 № 249-па "О разработке и утверждении Административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", издала оспариваемый в части Административный регламент. Данный нормативный правовой акт опубликован в "Приморской газете" 2 августа 2013 г. № 71(802).
Федеральный закон о защите прав юридических лиц регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении указанного контроля (надзора) (п. 1 ст. 1).
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации пункт 3 части 2 статьи 5 названного Федерального закона относит разработку и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов взаимодействия.
В силу пунктов 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с последующими изменениями) государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их полномочными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Проверкой в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ является совокупность мероприятий, проводимых в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя органом государственного контроля (надзора), с целью оценки соответствия их деятельности обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (пункт 6 статьи 2).
Федеральный закон о защите прав юридических лиц не определяет объем и предмет внеплановых проверок, а лишь устанавливает основания для их проведения и обязанность контролирующих органов действовать в пределах предоставленной компетенции. Предусмотренные частью 2 статьи 10 данного Федерального закона основания для проведения внеплановой проверки, проводимой в форме документарной и (или) выездной проверки, являются общими для всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля вне зависимости от предмета контроля (надзора). Перечень оснований для проведения внеплановой проверки является исчерпывающим.
На основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ предусматривающей, что по результатам проверки должностными лицами орган государственного контроля (надзора), проводящим проверку, составляется акт, типовая форма которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2009 г. № 368, установление типовой формы акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя отнесено к полномочиям Министерства экономического развития РФ.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 утверждена типовая форма акта проверки.
На основании части 5 статьи 27 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ с 1 августа 2011 г. положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения применяются при осуществлении государственного строительного надзора.
Согласно части 5 пункта 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, названных в данной статье, в том числе без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.
В этой связи, суд полагает, что при осуществлении государственного строительного надзора посредством организации и проведения внеплановых проверок по основаниям, предусмотренными частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, оформление результатов таких проверок осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемых к форме акта, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141.
Сопоставив с приведенными положениями абзац первый пункта 3.2.18 Административного регламента, предусматривающий, что по результатам внеплановой документарной (выездной) проверок, проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", составляется акт проверки по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 (приложение 3 к настоящему Регламенту), суд приходит к выводу, что оспариваемое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ особенности организации и приведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора, касающиеся вида, предмета, оснований проверок, и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Государственный строительный надзор регулируется специальными нормами федерального законодательства - ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 № 1129 "Об утверждении и введении в действие порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных паровых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), то есть иным федеральным законодательством, как указано в ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ.
Статья 54 Градостроительного кодекса РФ предусматривает государственный строительный надзор, который осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи объектов капитального строительства (часть 4). Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8).
В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ и с пунктами 2, 4 Положения об осуществлении строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 предметом государственного строительного надзора является проверка выполнения требований, установленных Градостроительным кодексом и иными нормативными правовыми актами в области градостроительной деятельности.
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство предписания об устранении выявленных нарушений (часть 6).
На основании статьи 54 Градостроительного кодекса РФ и Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 разработан Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных паровых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 № 1129 (далее - Порядок РД-11-04-2006).
Данный Порядок устанавливает требования к проведению органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора проверок соответствия выполненных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации и оформлению результатов таких проверок (пункт 2).
Согласно пунктов 14, 27 Порядка РД-11-04-2006 при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностное лицо органа государственного строительного надзора составляет акт по образцу, приведенному в Приложении № 7 к настоящему Порядку, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику, иному лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении выявленных нарушений. Результат проведенной итоговой проверки оформляется актом, составляемым по образцу, приведенному в Приложении № 7 к настоящему Порядку. Указанный акт является основанием для обращения застройщика или заказчика за выдачей заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ указаны основания для проведения проверок.
Из сопоставления указанной правовой нормы с положениями Федерального закона № 294-ФЗ следует, что такие основания для проведения проверок, как на основании программы проведения проверок, извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также извещений от застройщика (заказчика) об устранении нарушений, об окончании строительства, в части 2 статьи 10 Федерального закона о защите прав юридических лиц отсутствуют.
И кроме того, Федеральный закон № 294-ФЗ не предусматривает, что акт проверки, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 является основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений либо для обращения застройщика или заказчика за выдачей заключения.
Из содержания приведенных норм специального федерального законодательства следует, что законодатель определил особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора, которые предусматривают, в том числе требования к проведению органами государственного строительного надзора проверок соответствия выполненных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации и оформлению результатов таких проверок.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что абзац второй пункта 3.2.18 Административного регламента изложен в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ, пунктами 3, 14, 27 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных паровых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 № 1129.
Что касается приложения № 4 (акт проверки) к Административному регламенту, то оно содержит все реквизиты, которые предусмотрены в приложении № 7 к Порядку РД-11-04-2006.
При таких обстоятельствах, доводы прокурора о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта нормам Федерального закона № 294-ФЗ являются несостоятельными, поскольку оспариваемые прокурором положения Административного регламента и приложения № 4 к Регламенту соответствуют другим федеральным нормативным актам: ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 1 февраля 2006 № 54, приказу Руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 № 1129 и не противоречат положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления прокурора Приморского края о признании недействующими пункта 3.2.18 Административного регламента инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного приказом инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 11.04.2013 № 23, приложения № 4 к указанному Регламенту, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
------------------------------------------------------------------