Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 18.10.2013 N 7-5-2013/162/301 "Об устранении нарушений требований законодательства об охране лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий от пожаров"



ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 18 октября 2013 г. № 7-5-2013/162/301

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ЛЕСОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЛЯХ ОСОБО
ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОТ ПОЖАРОВ

Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с указанием прокурора края от 19.03.2013 № 30 проводится проверка исполнения законов в сфере охраны лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения, от пожаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 103 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, п. 2 приказа МПР РФ от 16.07.2007 № 181 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях", леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам.
В соответствии с ч. 6 ст. 103 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 11, п. 12 приказа МПР РФ от 16.07.2007 № 181 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях", леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.
Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417.
В ходе проверки установлено, что согласно Лесохозяйственному регламенту лесничества "Государственный природный заповедник "Уссурийский" им. В.Л. Комарова ДВО РАН, утвержденному Минприроды России 03.03.2010, охрана территории лесничества, в том числе от пожаров осуществляется штатными государственными инспекторами заповедника.
Установлено, что в 2013 году государственными инспекторами заповедника выявлялись нарушения режима заповедника, выразившиеся в разведении костров.
Так, 28.08.2013 государственным инспектором заповедника М.В.А. составлен протокол об административном правонарушении № 18 в отношении Ф.Н.Н. за разведение костра на территории заповедника.
01.09.2013 в отношении Ф.Н.Н. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому он привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.
Однако, запрет на разведение костров в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах также установлен п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.
Согласно подпункту "а" п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.
Согласно подпункту "а" п. 36 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, граждане при пребывании в лесах обязаны соблюдать требования пожарной безопасности в лесах, установленные пунктами 8 - 12 настоящих Правил.
Таким образом, в действиях гражданина Ф.Н.Н. также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности в лесах, санкция которой выше, чем санкция ст. 8.39 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 23.25 КоАП РФ, директора государственных природных заповедников и национальных парков - главные государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, их заместители наделены полномочиями на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32 КоАП РФ.
Вместе с тем, вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Ф.Н.Н. по ст. 8.32 КоАП РФ и назначении наказания в порядке ст. 4.4 КоАП РФ, не рассматривался.
Также установлено, что 29.08.2013 государственным инспектором М.В.А. было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Б.Г.А.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 16 от 29.08.2013, Б.Г.А. нарушил заповедный режим путем разведения костра.
Однако, вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.32 КоАП РФ также не поднимался.
Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении в отношении Б.Г.А. до настоящего времени не рассмотрено.
Имеющееся в материалах дела и приложенное к протоколу об административном правонарушении от 29.08.2013 № 16 постановление по делу об административном правонарушении от 01.09.2013 № 19 вынесено по факту незаконного нахождения Б.Г.А. на территории заповедника 12 августа 2013 г.
Данные факты указывают на недостаточную организацию работы по охране лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, от пожаров, слабое знание сотрудниками отдела охраны заповедника требований действующего законодательства, что является нарушением ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона и недопущению подобного впредь, в том числе принять незамедлительные меры по рассмотрению дела об административном правонарушении, возбужденного 29.08.2013 в отношении Б.Г.А.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ФГБУ "Государственный природный заповедник "Уссурийский" им. В.Л. Комарова ДВО РАН", допустивших указанные нарушения закона.

Прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------