Решение Приморского УФАС России от 25.10.2013 N 45/07-2013 <О признании ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, размещенной на фасаде жилого здания>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2013 г. № 45/07-2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е. - заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Яковенко Н.В. - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Межевая Е.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 25 октября 2013 года дело № 45/07-2013, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") при распространении ИП К.И.Н. в г. Владивостоке рекламы пива (алкогольной продукции),
в отсутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП К.И.Н. <...>, уведомленного о времени, дате и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом. До рассмотрения настоящего дела представителем по доверенности К.А.А. (доверенность 25АА 1010471 от 17.06.2013) заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя ИП К.И.Н.

установила:

В Приморское УФАС России 15.07.2013 поступило направленное по подведомственности от Управления торговли и услуг администрации г. Владивостока обращение гражданки Х.И.В. о нарушении рекламного законодательства индивидуальным предпринимателем К.И.Н.
В частности, на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: <...>, была размещена рекламная конструкция (растяжка) следующего содержания: "ЖИВОЕ ПИВО ВКУСНАЯ РЫБА", на которой изображена стилизованная полная кружка с пенящимся напитком.
Кроме того, с торца того же здания, рядом со входом в магазин расположена еще одна рекламная конструкция (растяжка) с текстом следующего содержания: "ЖИВОЕ ПИВО".
Указанная реклама является рекламой магазина, осуществляющего розничную реализацию алкогольной продукции (пива).
Статья 3 Федерального закона "О рекламе" дает следующие определения:
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе", специальные требования, установленные статьей 24 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламы, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель, которым в данном случае является ИП К.И.Н., в интересах которой распространяется данная реклама.
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" также разъясняет, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Комиссией Приморского УФАС России установлено, что данная реклама направлена на привлечения внимания к алкогольной продукции и следовательно, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе таких товаров.
В распространяемой рекламе информация содержит изображение стилизованной полной кружки с пенящимся напитком, явно ассоциирующейся с алкогольной продукцией.
Учитывая, что спорная вышеуказанная реклама распространялась на улице, то она привлекала внимание не только посетителей данного магазина, но и других граждан на улице (неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетнего возраста) и поэтому должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе таких товаров.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" предусмотрено право на защиту ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции.
Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 № 124-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации обязаны принимать меры по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Комиссия Приморского УФАС России считает, что в рассматриваемом случае в качестве указанной меры следует признать факт возбуждения и рассмотрения Приморским УФАС России настоящего дела в отношении ИП К.И.Н.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является не только магазин, но и прямо названная и реализуемая в указанном магазине алкогольная продукция (пиво) согласно рекламе.
Кроме того, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на их изготовителей или продавцов. Таким образом, установленный статьей 21 Федерального закона "О рекламе" запрет на рекламу алкоголя при размещении с использованием рекламных конструкций располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, распространяется также в полной мере и на рекламу продавца алкогольных напитков - магазин ИП К.И.Н.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, Комиссия Приморского УФАС России пришла к заключению, что рассматриваемая реклама алкогольной продукции (пива), распространяемая на фасаде жилого здания по адресу: <...>, размещена с нарушением пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Приморского УФАС России

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещавшуюся на фасаде жилого здания по адресу: <...>, следующего содержания: "ЖИВОЕ ПИВО ВКУСНАЯ РЫБА", на которой изображена стилизованная полная кружка с пенящимся напитком, и рекламу с текстом следующего содержания: "ЖИВОЕ ПИВО", поскольку она была размещена с нарушением требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП К.И.Н. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ

Члены Комиссии
Н.В.ЯКОВЕНКО
Е.В.МЕЖЕВАЯ


------------------------------------------------------------------