Решение Приморского УФАС России от 31.10.2013 N 53/07-203 <О признании ненадлежащей рекламы, расположенной на фасаде здания, содержащей информацию о курительных принадлежностях и их изображение>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2013 г. № 53/07-203

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е., заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Межевая Е.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев 30 октября 2013 года дело № 53/07-2013, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") при распространении в городе Владивостоке на фасаде здания рекламы курительной принадлежности (кальяна) с нарушением требований рекламного законодательства,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - общества с ограниченной ответственностью "П" (далее - ООО "П") - П.Р.И., действующего на основании доверенности б/н от 22.10.2013,

установила:

В ходе осуществления государственного надзора за наружной рекламой, распространяемой в городе Владивостоке, специалистами Приморского УФАС России было установлено, что на фасаде здания, расположенного по адресу: <...>, размещена рекламная конструкция в виде растяжки с текстом следующего содержания: "Фабрика? или халява. Кальян на воде или молоке - 300 руб. подкидываешь монетку, выпадает "Халява" - кальян за счет заведения", данный рекламный текст сопровождается изображением прибора для курения (кальян).
Указанная реклама обращена на пешеходную часть улицы и привлекает внимание неопределенного круга лиц.
Требования в отношении рекламы табака и табачных изделий установлены статьей 23 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе", реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Поскольку данная реклама содержала информацию о кальяне, а также сопровождалась изображением прибора для курения (кальян), следовательно, она распространялась с нарушениями требований пункта 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе".
Установлено, что коммерческую (предпринимательскую) деятельность в баре-ресторане "Ф" осуществляет ООО "П".
Приморским УФАС России 01.10.2013 в отношении - ООО "П" было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 23 ФЗ "О рекламе" и назначено к рассмотрению на 30.10.2013.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая настоящее дело, Комиссия отмечает следующее.
Статья 3 Федерального закона "О рекламе" дает следующие определения:
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку содержит все квалифицирующие признаки рекламы.
В силу части 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, - его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Следовательно, реклама бара-ресторана "Ф" следующего содержания: "Фабрика? или халява. Кальян на воде или молоке - 300 руб. подкидываешь монетку, выпадает "Халява" - кальян за счет заведения", сопровождаемая изображением прибора для курения (кальян), должна соответствовать положениям статьи 23 Федерального закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "П" П.Р.И. пояснил, что нарушение рекламного законодательства, выразившееся в распространении ненадлежащей рекламы о курительной принадлежности (кальяне), произошло по его вине, вследствие ненадлежащего контроля с его стороны, как ответственного должностного лица, в обязанности которого входит размещения рекламной информации по продвижению бара - ресторана "Ф".
Вместе с тем, представитель ООО "П" П.Р.И. сообщил, что им были приняты меры по оперативному устранению вменяемого нарушения. Ненадлежащая наружная реклама демонтирована и заменена на новую, которая соответствует требованиям рекламного законодательства, что подтверждается представленным фотоотчетом на рассмотрение Комиссии.
Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителя П.Р.И., Комиссия отмечает следующее.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, Комиссия пришла к заключению о том, что нарушение требования пункта 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе" при распространении рассматриваемой рекламы нашло свое подтверждение.
При этом, согласно части 7 статьи 38 Федерального закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 4 статьи 23 закона несет рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель, которым в данном случае, является должностное лицо ООО "П" П.Р.И.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу бара-ресторана "Ф", расположенного по адресу: <...> следующего содержания: "Фабрика? или халява. Кальян на воде или молоке - 300 руб. подкидываешь монетку, выпадает "Халява" - кальян за счет заведения", сопровождающуюся изображением прибора для курения (кальян), поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
2. В связи с добровольным устранением нарушения, подтвержденным представленным фотоотчетом, предписание о прекращении нарушений пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" ООО "П" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2013 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ

Члены Комиссии
Н.В.ЯКОВЕНКО
А.А.РЯЗАНОВА


------------------------------------------------------------------