Решение Приморского краевого суда от 22.11.2013 N 3-63/13 <О признании частично недействующими объемов добычи охотничьих ресурсов и лимитов добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, на период с 1 августа 2013 года до 1 августа 2014 года, утв. Распоряжением Губернатора Приморского края от 06.08.2013 N 141-рг>



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2013 г. № 3-63/13

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края об оспаривании распоряжения Губернатора Приморского края от 6 августа 2013 года № 141-рг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2013 года до 1 августа 2014 года и объемов (квот) добычи охотничьих ресурсов", в части,

установил:

Распоряжением Губернатора Приморского края от 6 августа 2013 года № 141-рг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2013 года до 1 августа 2014 года и объемов (квот) добычи охотничьих ресурсов" (далее - Распоряжение) утверждены лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на указанный период и объемы (квоты) добычи охотничьих ресурсов.
Распоряжение опубликовано в издании "Приморская газета", № 74 (805) от 9 августа 2013 года.
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного нормативного правового акта, просил суд, с учетом уточненных требований, признать недействующими и не подлежащими применению со дня принятия - объемы (квоты) добычи оленя благородного (изюбря) в возрасте до 1 года для охотничьих угодий общественной организации "Клуб охотников и рыболовов коренных малочисленных народов Приморского края", общественной организации коренных малочисленных народов родовой кочевой общины "Удэге", территориально-соседской общины малочисленных народов села Агзу Приморского края; - объемы (квоты) добычи оленя пятнистого в возрасте до 1 года для охотничьих угодий: межрегиональной общественной организации "Всеармейское охотничье общество Тихоокеанского флота"; общественной организации охотников "Охотник Плюс" г. Находка; общественной организации охотников и рыболовов "Северная" Надеждинского района Приморского края; площадью 49,400 тыс. га и площадью 20,900 тыс. га общественной организации охотников и рыболовов Приморского края "Клуб правильной охоты "Охотники за трофеями"; Кавалеровской районной общественной организации охотников и рыболовов; общественной организации охотников, рыболовов и таежных женьшеневодов "Лесхоз" с. Шумное Чугуевского района; общественной организации охотников и рыболовов Советского района г. Владивостока; Приморской региональной общественной охотничьей организации "Вепрь"; Шкотовской районной общественной организации охотников и рыболовов-любителей; общественной организации "Владивостокский клуб любителей охоты"; общественной организации "Общество охотников и рыболовов "Кировское" Кировского района, некоммерческого партнерства "Поляны", общества с ограниченной ответственностью "Пасифик-Ойл", Хасанской районной общественной организации охотников и рыболовов, утвержденные пунктом 1 распоряжения Губернатора Приморского края от 6 августа 2013 года № 141-рг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2013 года до 1 августа 2014 года и объемов (квот) добычи охотничьих ресурсов".
Также прокурор просил признать недействующим и не подлежащим применению со дня принятия лимит добычи охотничьих ресурсов - оленя благородного (изюбря) и оленя пятнистого в возрасте до 1 года, утвержденный пунктом 1 Распоряжения.
В обоснование своих требований прокурор указал, что объемы (квоты) добычи охотничьих ресурсов - оленя благородного (изюбря) и оленя пятнистого в возрасте до 1 года для указанных охотничьих угодий установлены Распоряжением с явным превышением нормативов изъятия охотничьих ресурсов, что противоречит пункту 14 статьи 1, частям 6, 8 и 9 статьи 24 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 года № 138, пунктам 4, 5, 7, 9 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 года № 228.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представители заинтересованного лица - Губернатора Приморского края с заявлением прокурора не согласились, указали, что процедура принятия оспариваемого документа была соблюдена, пройдена государственная экологическая экспертиза, Минприроды России согласован лимит добычи охотничьих ресурсов. Пункт 5 Порядка, утвержденного приказом Минприроды РФ от 29 июня 2010 года № 228, содержащий правила округления, должен применяться при установлении общего объема (квоты) добычи охотничьих ресурсов для каждого вида охотничьих ресурсов в отношении каждого охотничьего угодья, который в оспариваемом акте отражается в колонке "4" таблицы "Объемы (квоты) добычи охотничьих ресурсов", утвержденной оспариваемым Распоряжением.
При определении квот организациям, указанным прокурором в заявлении, были допущены технические ошибки, однако это не привело к увеличению количества изъятых особей относительно норматива допустимого изъятия к утвержденному лимиту.
Кроме того, представители заинтересованного лица указали, что в соответствии с пунктом 22 Приказа Минприроды России от 16 ноября 2010 года № 512 "Об утверждении Правил охоты" охота на территории Приморского края на оленя благородного (все половозрастные группы), оленя пятнистого (все половозрастные группы) осуществляется с 1 октября по 15 января, в связи с чем Департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края произведена выдача охотпользователям разрешений на добычу охотничьих ресурсов, то есть Распоряжение № 141-рг в оспариваемой части реализовано.
Также представители Губернатора указали на то, что оспариваемый акт не носит нормативный характер, поэтому не может быть оспорен в порядке главы 24 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно пунктам "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области охоты и охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с полномочиями, предоставленными высшему должностному лицу субъекта РФ частью 3 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.
Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 года № 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях".
В частности, норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте до 1 года, без разделения по половому признаку, устанавливается для охотничьих ресурсов: благородный олень (изюбрь), пятнистый олень - до 20% от квоты.
Распоряжением Губернатора Приморского края от 6 августа 2013 года № 141-рг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2013 года до 1 августа 2014 года и объемов (квот) добычи охотничьих ресурсов" утверждены объемы (квоты) добычи охотничьего ресурса - оленя благородного (изюбря) в возрасте до 1 года для охотничьих угодий общественной организации "Клуб охотников и рыболовов коренных малочисленных народов Приморского края" в количестве 4 особей, при допустимых 3 особях (20% от квоты 16 особей составляет 3,2 особи);
для охотничьих угодий общественной организации коренных малочисленных народов родовой кочевой общины "Удэге" утвержден объем (квота) добычи оленя благородного (изюбря) в возрасте до 1 года в количестве 7 особей, при допустимых 6 особях (20% от квоты 34 особи составляет 6,8 особей);
для угодий территориально-соседской общины малочисленных народов села Агзу Приморского края утверждены квоты добычи оленя благородного (изюбря) в возрасте до 1 года в количестве 21 особи, при допустимых 20 особях (20% от квоты 103 особи составляет 20,6 особей);
для охотничьих угодий межрегиональной общественной организации "Всеармейское охотничье общество Тихоокеанского флота" утверждены объемы (квоты) оленя пятнистого в возрасте до одного года в количестве 12 особей, при допустимых 11 (20% от квоты 57 особей составляет 11,4 особи);
для охотничьих угодий общественной организации охотников "Охотник Плюс" г. Находки утверждена квота добычи оленя пятнистого в возрасте до 1 года в количестве 1 особи, при допустимых 0 особей (20% от квоты 3 особи составляет 0,6 особей);
для охотничьих угодий общественной организации охотников и рыболовов "Северная" Надеждинского района Приморского края утверждена квота добычи оленя пятнистого в возрасте до 1 года в количестве 1 особи, при допустимых 0 особей (20% от квоты 3 особи составляет 0,5 особей);
для охотничьих угодий площадью 49,400 тыс. га общественной организации охотников и рыболовов Приморского края "Клуб правильной охоты "Охотники за трофеями" утверждены квоты добычи оленя пятнистого в возрасте до 1 года в количестве 4 особей, при допустимых 3 особях (20% от квоты 18 особей составляет 3,6 особей);
для охотничьих угодий площадью 20,900 тыс. га общественной организации охотников и рыболовов Приморского края "Клуб правильной охоты "Охотники за трофеями" утверждены квоты добычи оленя пятнистого в возрасте до 1 года в количестве 1 особи, при допустимых 0 особей (20% от квоты 3 особи составляет 0,6 особей);
для охотничьих угодий Кавалеровской районной общественной организации охотников и рыболовов утверждены квоты добычи оленя пятнистого в возрасте до 1 года в количестве 1 особи при допустимых 0 особей (20% от квоты 3 особи составляет 0, 6 особей);
для угодий общественной организации охотников, рыболовов и таежных женьшеневодов "Лесхоз" с. Шумное Чугуевского района, общественной организации охотников и рыболовов Советского района г. Владивостока, Приморской региональной общественной охотничьей организации "Вепрь", Шкотовской районной общественной организации охотников и рыболовов-любителей, общественной организации "Владивостокский клуб любителей охоты", общественной организации "Общество охотников и рыболовов "Кировское" Кировского района утверждены квоты добычи оленя пятнистого в возрасте до 1 года в количестве 1 особи для каждой организации при допустимых 0 особей (20% от квоты 3 особи составляет 0,6 особей);
для охотничьих угодий некоммерческого партнерства "Поляны" и общества с ограниченной ответственностью "Пасифик-Ойл" утверждены квоты добычи оленя пятнистого в количестве 2 особей каждой организации при допустимом количестве - 1 особь (20% от квоты 9 особей составляет 1,8 особей);
для угодий Хасанской районной общественной организации охотников и рыболовов утверждены квоты добычи оленя пятнистого в возрасте до 1 года в количестве 3 особей при допустимых 2 особях (20% от квоты 14 особей - 2,8 особей).
Указанные размеры квот превышают допустимый норматив 20% от квоты по названной половозрастной группе видов охотничьих ресурсов, что не соответствует требованиям части 6 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, пунктов 5, 7 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 года № 228 и Разделу I Нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 года № 138.
Поскольку лимит добычи охотничьих ресурсов определяются как сумма квот добычи охотничьих ресурсов (пункты 13, 14 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, пункт 9.4 Порядка), то и лимит добычи названных охотничьих ресурсов, установленный оспариваемым Распоряжением, не соответствует требованиям федерального законодательства.
Оспариваемый прокурором акт направлен на реализацию прав неопределенного круга лиц (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан) осуществлять добычу охотничьих ресурсов в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях, содержит нормы, устанавливающие порядок действий субъектов регулируемых отношений при определении объемов добычи охотничьих ресурсов в различных охотничьих угодьях, то есть носит нормативный характер, поэтому ссылка представителей Губернатора Приморского края на то, что Распоряжение не может быть оспорено в порядке главы 24 ГПК РФ является не состоятельной.
Указание представителей заинтересованного лица на то, что Распоряжение Губернатора Приморского края от 6 августа 2013 года № 141-рг реализовано, поскольку охотпользователям выданы разрешения на добычу охотничьих ресурсов в сезон охоты, заканчивающийся 15 января 2014 года, не является основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора, так как в оспариваемой прокурором части нормативный акт не соответствует требованиям федерального законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 распоряжения Губернатора Приморского края от 6 августа 2013 года № 141-рг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2013 года до 1 августа 2014 года и объемов (квот) добычи охотничьих ресурсов" в части утверждения объемов (квот) добычи оленя благородного (изюбря) в возрасте до 1 года для охотничьих угодий: общественной организации "Клуб охотников и рыболовов коренных малочисленных народов Приморского края", общественной организации коренных малочисленных народов родовой кочевой общины "Удэге", территориально-соседской общины малочисленных народов села Агзу Приморского края; а также в части утверждения объемов (квот) добычи оленя пятнистого в возрасте до 1 года для охотничьих угодий: межрегиональной общественной организации "Всеармейское охотничье общество Тихоокеанского флота", общественной организации охотников "Охотник Плюс" г. Находки, общественной организации охотников и рыболовов "Северная" Надеждинского района Приморского края, площадью 49,400 тыс. га и площадью 20,900 тыс. га общественной организации охотников и рыболовов Приморского края "Клуб правильной охоты "Охотники за трофеями", Кавалеровской районной общественной организации охотников и рыболовов, общественной организации охотников, рыболовов и таежных женьшеневодов "Лесхоз" с. Шумное Чугуевского района, общественной организации охотников и рыболовов Советского района г. Владивостока, Приморской региональной общественной охотничьей организации "Вепрь", Шкотовской районной общественной организации охотников и рыболовов-любителей, общественной организации "Владивостокский клуб любителей охоты", общественной организации "Общество охотников и рыболовов "Кировское" Кировского района, некоммерческого партнерства "Поляны", общества с ограниченной ответственностью "Пасифик-Ойл", Хасанской районной общественной организации охотников и рыболовов.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 распоряжения Губернатора Приморского края от 6 августа 2013 года № 141-рг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2013 года до 1 августа 2014 года и объемов (квот) добычи охотничьих ресурсов" в части утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов - оленя благородного (изюбря) в возрасте до одного года и оленя пятнистого в возрасте до 1 года.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба или апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Приморский краевой


------------------------------------------------------------------